Первое, от чего приходится отталкиваться в разговоре о задачах космодрома Восточный, — это тот факт, что Байконур не принадлежит России. Вот уже почти тридцать лет наша страна арендует легендарный космодром и платит, как прописано в договоре, 115 миллионов долларов в год, и тем не менее по сей день, когда людям это объясняешь, они зачастую воспринимают это как нечто удивительное. Именно этот факт делает очевидным главное преимущество и смысл Восточного: он находится в России. Всё остальное — различия по технической части.
В первую очередь можно сравнить местоположение Байконура и Восточного на планете. Космодромы чаще всего с этой точки зрения оценивают по степени близости к экватору: чем ближе, тем больше поднимающейся в небо ракете помогает взлететь центробежная сила вращения Земли. Значит, от двигателей ракеты для поднятия одного и того же груза требуется меньше тяги. Так вот, Восточный находится примерно на шесть градусов широты севернее Байконура
— Если вы запускаете ракету на орбиту МКС, то вам на самом деле подходит и Байконур, и Восточный, — заверил эксперт.
Космодром Восточный. Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов
Доктор физико-математических наук добавил, что на МКС с Восточного лететь даже чуть "легче". Дело в том, что имеет значение не только местоположение космодрома, но и то, какая именно нужна в данном случае орбита — под каким углом к экватору она должна быть.
Как объясняет учёный, для выхода на орбиту с нужным наклонением приходится "разворачивать" космический аппарат, совершать манёвры. Так вот, к примеру, многие спутники летают по геостационарной орбите, которая идёт ровно вдоль земного экватора. И с Байконура на такую орбиту "развернуться" чуть легче, чем с Восточного, хотя и тоже весьма непросто.
Геостационарная орбита. Фото ©
А вот Международная космическая станция летает по орбите с наклонением 51 градус, и с Восточного туда "развернуть" корабль даже проще, чем с Байконура: Восточный расположен на широте как раз 51 градус. Именно поэтому одна и та же ракета "Союз-2.1а", на которой космонавты летают к МКС, при условии пуска с Восточного чуть более грузоподъёмна, чем с Байконура: меньше нужно топлива для разворота на нужную орбиту.
Наклонение орбиты МКС к земному экватору. Фото ©
Меж тем будущую космическую станцию РОС решили отправить на высокоширотную орбиту, то есть почти перпендикулярную к экватору, — 97 градусов. Станция будет пролетать почти над полюсами Земли. Для такой орбиты Восточный тоже удобнее, заверил Натан Эйсмонт.
— Даже если орбита чуть "полярнее" будет, будет ещё лучше. Ещё удобнее было бы запускать на такую орбиту с Плесецка, но оттуда, конечно, никто не собирается запускать, — отметил Натан Эйсмонт.
Ещё один фактор — сама местность, где расположен космодром. Восточный находится в Амурской области неподалёку от Охотского моря, то есть от Тихого океана, и это означает некоторые особенности организации космических полётов, каких на Байконуре нет. На Байконуре все возможные траектории запуска, посадки, все так называемые поля падения — места, куда падают сделавшие своё дело ракетные ступени, — всё это расположено на суше. А на Восточном местом посадки может оказаться вода. Соответственно, если на воду садится капсула с экипажем, на месте приводнения её уже должно ждать спецсудно, которое поднимет её на борт. Именно так происходит на мысе Канаверал, там это дело очень хорошо освоенное, привычное. Российская же космонавтика с эвакуацией с воды практически не сталкивалась.
Единственный случай был в 1976 году, когда "Союз-23" с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским аварийно сел в покрытое льдом озеро Тенгиз в Казахстане. Выходной люк оказался в воде, экипаж провёл в капсуле 12 часов, за бортом было минус 20 и снежный буран. Прибывшие вертолёты из-за метели не могли держаться над капсулой, чтобы к ней спустились спасатели. Две из трёх доставленных лодок застряли во льдах. В довершение всего из-за попадания воды куда не надо выбросился запасной парашют и своим весом наклонил капсулу так, что под воду ушли отверстия вентиляции. У экипажа началось кислородное голодание. В итоге спасатели прикрепили к капсуле фал (вроде каната), взяли на себя огромный риск и против всех инструкций вертолётом оттащили её к берегу.
Спасение корабля "Союз-23", аварийно севшего в озеро Тенгиз в
1976 году. Фото ©
Конечно, приводнение в Охотском море не обязательно означает подобные приключения, но всё же это не Флорида.
— Да, во Флориде можно утонуть, но не замёрзнуть, а здесь можно ещё и замёрзнуть. Конечно, не столь комфортно будет выбираться из аппарата в Охотском море. Как все говорят, оно довольно штормовое, и туманы случаются чаще, чем в районе Флориды, — размышляет ведущий научный сотрудник ИКИ РАН.
Стоит отметить, что на мысе Канаверал пуск часто отменяется в последний момент именно по причине погоды, которая обусловлена близостью к океану. Но, как подчеркнул Натан Эйсмонт, дело не только в этом.
— Здесь дело даже не столько в мысе Канаверал, сколько в более жёстких стандартных требованиях к нашим запускам. Начиная с пусков межконтинентальных баллистических ракет и вообще для всех наших запусков есть требование: запускать при любой погоде. У американцев нет таких требований. И я думаю, что это строгое правило сохранится и на Восточном, — сказал доктор наук.
Адаптация космодрома Восточный для пилотируемых полётов — хоть и трудоёмкая, но вполне разрешимая задача, заключил он.
Для комментирования авторизуйтесь!
Комментарии