«Саша был неприступный. И его поклонницы через меня пытались
действовать, дарили мне цветы, что-то мне говорили, чтобы я хоть
как-то их приблизила к Саше. Очень многие были неделикатны,
докучали, безобразничали. Могли какие-нибудь гадости говорить по
телефону, будить по ночам. По машине кирпичом стукнуть могли», —
вспоминает
— Светлана Владимировна, вы знаете, что вы феномен? Вы очень рано начали сниматься, вам еще не было семи лет, и работаете до сих пор, причем очень активно
— Я еще не начала сниматься, меня перед началом изоляции утвердили, а потом эти все проекты отложили из-за пандемии. И когда все начнется, я не знаю. Я готова поехать сразу, как только скажут. Я уже устала от отдыха. И театры закрыты, и кино нет... Хочу поработать, пока есть еще какая-то энергия, а не сидеть сложа руки.
— Сейчас в вашей фильмографии больше ста фильмов…
— Да, это трудно представить даже. А когда-то я думала, что муза кино меня покинула. Я снялась совсем юной в роли Ольги в «Евгении Онегине», а потом был перерыв почти в двадцать лет, когда не было серьезных ролей. Меня все время не утверждали. Я ездила на все киностудии страны: в Киев, в Минск, в Свердловск и много еще куда. Даже в Душанбе меня не взяли. С одной стороны, я горевала и очень хотела сниматься в кино. Но я знала, у меня есть деффект: я очень близорука. С детства много читала, в том числе и по ночам, и страшно испортила зрение. Вот как только появились контактные линзы, я одна из первых в стране получила их. Вся моя жизнь изменилась. Я наконец-то увидела глаза партнеров на сцене, это было поразительно! И в кино сразу возникла уверенность. А до этого я была зажата, потому что без очков чувствовала себя как слепой котенок. Для меня было проблемой сориентироваться в кадре, особенно терроризировали меня все эти отметки кинооператоров: до какого места дойти, где повернуться… Очень сложная техника существования в кадре: помимо актерской игры надо еще много технических вещей учитывать. А я толком не могла. И из-за этого у меня выпал огромный период, когда я могла бы работать…
— Вы жалеете об этом или вы ко всему относитесь как к чему-то неизбежному?
— Как к неизбежному. Это, видимо, свойство характера, за который
я могу поблагодарить судьбу. Я не воспринимала это как какие-то
удары, пощечины, как драму, и это не влияло на мой характер, на мое
отношение к профессии. Я принимала это как данность — ну вот так
получилось, что меня не берут. Значит, не судьба мне в кино
сниматься. Но зато у меня есть театр! В театре у меня всегда был
огромный репертуар. Первая роль в Театре Маяковского — Офелия в
«Гамлете». И потом я всю жизнь играла великолепные роли в роскошной
драматургии. Поэтому сама себе всегда говорила: грех жаловаться, ну
нет кино, зато есть театр. Но как только я смирилась с тем, что
муза кино — не моя муза, меня совершенно без проб позвал
— Совершенно без проб? Это же было нетипично для советского кино.
— Да, думаю, пробы я бы провалила. У меня уже был неудачный опыт на «Иронии судьбы...»: восемь проб одна хуже другой, я там опростоволосилась и с большим треском провалилась. Но Эльдар Александрович с интересом ко мне относился и хотел меня снимать — еще с тех времен, когда он принес пьесу в театр и я сыграла там главную роль. Он был в восторге, ему очень нравилась моя работа. И вот он прислал мне сценарий «Служебного романа», я его за ночь прочитала и сказала: «Вот, вы опять будете меня пробовать, опять я провалюсь с треском и буду опять страдать. Я знаю, что потерплю фиаско. Ничего мне не светит». Но Рязанов ответил: «Света, проб никаких не будет. Я беру тебя. Мне разрешили снимать тех актеров, которых я хочу».
Немыслимо, потому что на «Мосфильме» существовал закон — пробы принимает художественный совет. И надо было представить на роль не одного, а минимум двоих, а лучше 3—4 претендентов. Но такая вот у Рязанова была слава после «Берегись автомобиля», «Итальянцев в России...» и «Иронии судьбы...». Он стал любимцем и публики, и руководства. Поэтому для него сделали исключение. Так же без проб он взял Фрейндлих, Басилашвили, Мягкова, Ахеджакову… Надо сказать, на площадке я чувствовала себя прекрасно. Я нормально видела и думала только о роли. Наконец-то перестала ощущать себя странным существом, которое не может выполнить конкретные физические задачи: куда встать, где повернуться, где попасть в свет, где отойти. Мне ничего не мешало. Я наслаждалась съемками впервые в жизни.
— Какая атмосфера была на площадке у Рязанова?
— В последнее десятилетие он поменял актерский состав, и у него стало работать более молодое поколение. Из них многие говорили, что Эльдар Александрович очень тяжелый в работе, требовательный, нетерпимый, что это испытание. Но для нашего поколения работа с ним была сплошным счастьем и благолепием. Остроумный, доброжелательный, талантливый, он точно знал, что ему надо, к чему он стремится. Это же очень важно, когда режиссер знает, чего хочет. Это качество талантливых режиссеров.
Когда был мой первый съемочный день у него, Рязанов очень деликатно отвел меня в сторону, понимая, что я впервые после долгого перерыва на съемочной площадке и как для меня это все нервно и непросто. И он сказал мне какие-то трогательные слова, предложил, как и что делать. Попросил говорить своим естественным голосом, негромко, даже тихо, не как на театральной сцене. И у меня как-то все пошло благодаря этому. И так же Рязанов в «Гараже» помог сыграть мою Гуськову. Он принял мое видение героини, но при этом подкидывал какие-то идеи. И помог в последней драматичной сцене, где Гуськова теряет разум и со всеми своими переживаниями улетает в иной мир.
— Светлана Владимировна, а правда, что эту роль вы могли потерять?
— Это правда, потому что Рязанов тогда поставил очень строгие условия всем актерам. Во-первых, он взял только театральных актеров, даже второстепенные были из Театра-студии киноактера. А театральные актеры все зависимы от своего театра, от репертуара, от главного режиссера. И Рязанов сказал: пожалуйста, со своими режиссерами решите — до шести вечера вы со мной, а в шесть, пожалуйста, вы уже в театре на спектакле. Для меня это было тяжело, я ведь привыкла заранее готовиться к спектаклю, приходить за час, сосредотачиваться. А тут снимаешься до шести, потом мчишься в театр, и надо успеть сбросить с себя весь этот съемочный груз, переодеться, загримироваться и войти в роль на сцене. Это психологическое испытание…
В театре тогда начинались репетиции спектакля «Она в отсутствии любви и смерти». Репетировал не Гончаров, другой режиссер, и я договорилась, что какое-то время смогу на репетициях отсутствовать. Режиссер поработает с Дорониной (мы играли там вместе). Мы отработали уже три съемочных дня, и вдруг Таня Доронина, которая узнала, что я снимаюсь, заявила, что репетировать без меня не хочет. И Гончаров сказал мне: «Ты не будешь сниматься! Возвращайся!» Я была в ужасе и от отчаяния сыграла мелодраму плохого сорта. Бросилась на колени, воздела руки вверх, стала умолять: «Не губите!» В общем, несла полную околесицу, но на полном серьезе. Не знаю, это на Гончарова подействовало или то, что он изумительно относился к Рязанову, дружил с ним и сотрудничал. Три пьесы Рязанова и Брагинского шли у нас в театре — «Сослуживцы», «Родственники» и «Аморальная история». У Гончарова, конечно, не было желания во что бы то ни стало устроить ему проблемы на съемочной площадке. В общем, мне пошли навстречу и отпустили на съемки. Но вообще Гончаров съемки не приветствовал, никому не говорил: «Это хорошая роль, да ради бога — снимайся, я пойду навстречу».
— А ведь вы еще и представлять фильмы уезжали. «Служебный роман» купило огромное количество стран…
— Да-да, больше ста. Эти поездки — одни из самых дивных моментов
в жизни. Меня очень часто звали, может быть, потому, что
Мы утром прилетели, а на следующий день улетели. Я меньше часов была на земле, чем в воздухе. Но когда молодая, все нипочем. Мне интересно было новую страну посмотреть, интересно лететь. Я побывала на Филиппинах, в Польше, в Чехословакии, дважды в Африке, трижды в Индии, а еще в Австралии и много где еще. А куда-то я так и не попала — в театре не отпускали. Но в любом случае, если получалось поехать на два-три дня или, как в Индию, на четыре дня, я была счастлива. Ведь это же все-таки было советское время, попробуй в Индию поехать или в Сингапур. Ну как вы поедете? Никак. Туристических путевок таких нет. А это все безумно интересно! В Сингапуре я попала на какой-то карнавал, на праздник. В Камбодже я на слоне ездила… Нас с делегацией всегда встречало и опекало наше посольство, устраивало нам какую-то программу. И жили мы всегда роскошно, в пятизвездочных отелях. А вот денег никогда не было. Суточные платили крохотные, не разживешься.
— А чтобы сэкономить, брали с собой какие-то консервы?
— Это же было неприлично, что вы. Другой статус. Это мы брали, когда ездили по частям Советской армии, вот тогда и консервы, и сухие пайки. По воинским частям поездили много, по всем странам, где стояли наши войска: и ГДР, и Польша, и Чехословакия, и Венгрия. Мы ездили с бригадами, и не только наш театр. Небольшая актерская бригада, в основном, конечно, приглашали популярных актеров, которых знают в армии. И вот там ни о каких пятизвездочных отелях и говорить нечего, жили мы в казармах, как живут солдаты. Но мы были молоды. Чудное время! Мы с Сашей очень любили эти поездки, умудрялись и в музеях побывать, и по магазинам поноситься, там же военторги с распродажами для военных. Это было очень привлекательно. Шопинг я любила. На сэкономленные суточные удавалось и себе что-то привозить, и подарочки для друзей и родных… Я в театре же уже 60 лет, и постоянно гастроли, иногда по два раза в год. Когда совсем молодые были, ездили с крохотными медицинскими электрическими плиточками. Когда кипятильники появились, стало очень удобно. Я и сейчас в поездки беру кипятильник и специальную кружку для него, потому что мало ли что, не всегда чайник есть в номере. А я встаю рано, в шесть утра, и мне скорее надо кофе выпить, чтобы не болела голова.
— Я знаю, что вы с мужем — Александром Лазаревым — никогда на быт особенно внимания не обращали…
— Это у меня от мамы с папой. Они совсем не деловые люди, киношники, жили «Мосфильмом», мечтой о работе, страшно много читали, водили дружбу с интересными и такими же равнодушными к быту людьми. А быт у них был тяжелый, как у многих после войны. Не было холодильника. Жили они в коммуналке и умерли в ней. И такие же были родители у Саши, только в Питере. Отец художник, и он мог говорить только об одном — о живописи, о портретах, о натюрмортах, о музеях. Он три раза в неделю до самой глубокой старости ходил в Эрмитаж. И как-то жизнь такая была, что жили от зарплаты до зарплаты, а потом, когда выходили на пенсию, от пенсии до пенсии. Другая была жизнь, никакой возможности заработать. Ну, Саша снимался, у Саши, конечно, были другие деньги. И все равно же платили мало. Съемочный день — 11 рублей, начинал он с этого, потом 25 платили, если играл главного героя. Это уже считалось серьезными деньгами. Саша безумно много снимался. Благодаря этому мы могли себе позволить содержать няню для Шурика. А иначе мы бы просто не могли работать в театре. Иногда приезжали питерские бабушка с дедушкой, они помогали с Шуриком. Но это было редко.
— А ваши родители?
— Не могу сказать, что мои мама с папой уж очень помогали. Потому что мама работала до конца своей жизни, а папа ушел на пенсию довольно рано, но совершенно не умел обращаться с внуком, хоть и очень его любил. Выглядело все со стороны своеобразно. Он звонил, я его умоляла: «Папа, посиди, у нас с Сашей спектакль сегодня, а нянька выходная. Шурик маленький, в театр куда его брать?» И папа приходил, говорил ему: «Давай, Шурик, поиграем в игру — кто быстрее уснет» — и тут же засыпал. Поэтому Шурик закулисный ребенок, мы его все время брали с собой, няня же по вечерам не работала. Но это нормально для актерских детей — уроки в гримерке делать. С Шуриком было непросто. Но жизни без него я не представляла. Саша тоже. Мы же долго без Шурика жили. Он родился через семь лет после свадьбы.
— Какой была жизнь без детей?
— Свободной и счастливой… Да-да, мы не заморачивались, мы вообще жили легко… Мы были юные и счастливые. Сами еще дети.
— Наверное, не было никакого обременения, вроде обязательного приготовления борща или котлет?
— Почему? Я готовила. Мне это было не трудно. Саша любил поесть,
а голодный он впадал в гнев. Я была очень активная, энергичная,
поэтому успевала и готовить, и репетировать, и играть спектакли. К
счастью, Саша неприхотливый. Главное, чтобы супчик какой-нибудь
был. Самое трудное — это стирка, уборка. Потому что не было
стиральной машины. Стирали вручную. Мне еще повезло, потому что все
Сашины рубашки, сорочки стирались в театре, там же крахмалили
воротнички. Мы платили прачке. Саша же актер, часто выступал и
читал стихи, все должно быть комильфо. Вообще, вокруг театра
вертелась вся наша жизнь. Выходные были по вторникам, и нам
хотелось, чтобы он уже прошел скорее, чтобы примчаться в театр
играть, репетировать. У нас и коллектив сложился славный, Охлопков
взял много молодежи, и мы очень сдружились: Толя Ромашин, Женя
Лазарев, Игорь Шувалов, Эдик Марцевич,
Годы людей более романтичных, чем сейчас, более настроенных на
какое-то познание. Столько открытий было — сценарии Геннадия
Шпаликова, фильмы Марлена Хуциева,
— Скажите, а много переживаний и радостей было из-за того, что сын тоже артист?
— Мы с Сашей знали, что безоблачной его судьба не будет, не обойдут его и какие-то обиды, и разочарования, и победы. Все так и пошло. Сейчас он в «Ленкоме» восстанавливает «Поминальную молитву», легендарный спектакль. Саша когда-то играл в «Поминальной молитве». И играли Пельтцер, Леонов, Абдулов. Когда Шурику предложили восстановить спектакль, он загорелся.
— Какое у вас ощущение, когда сын на сцене?
— Шурка первый раз вышел на сцену у нас в театре в 11 лет в «Леди Макбет Мценского уезда», спектакль пользовался бешеным успехом, мест не было никогда, мы сидели с Сашкой в оркестровой яме на каких-то табуретках. И когда наш сын появился, маленький, закутанный в платочек, и стал читать житие Феодора Стратилата, мы оба заплакали, ощущая трепет. Когда я в институте увидела его в роли Треплева в «Чайке» у Саши Калягина (у него Шурка учился, когда вернулся из армии), я поняла, что он выбрал правильный путь, он настоящий артист. Потом, когда в «Ленкоме» увидела его в «Женитьбе Фигаро...», тоже гордилась. У меня было все время чувство гордости, радости и восторга. Спектакль «Королевские игры» — так это я вообще просто была сражена.
Ну а потом получилось так, что в какой-то степени сын повторил
судьбу отца.
— Я знаю, у вашего сына море поклонниц, но это все же нельзя сравнить с тем, какое количество поклонниц было у вашего мужа Александра Сергеевича Лазарева. Кроме таланта он был удивительной красоты человеком. Сейчас поклонницы пишут в соцсетях, а как это происходило раньше?
— В те времена писали письма. На каждый спектакль приносились цветы с какими-то записочками. Но мужа боялись, Саша был такой неприступный. Кстати, это качество и у Шурки есть тоже. И скорее все эти поклонницы мужа через меня пытались действовать, дарили мне цветы, что-то мне говорили, чтобы я хоть как-то их приблизила к Саше. Очень многие были неделикатны, докучали, безобразничали, вели себя недостойно. Могли какие-нибудь гадости говорить по телефону, будить по ночам. Тогда же не было принято отключать телефон, мало ли что, мама, папа позвонят…
Комментарии