Наталья подала иск в суд на управляющую компанию, которая обслуживает её дом. Пожилая жительница оказалась жертвой организации, которая ремонтировала кровлю. Квартиру Натальи затопило вследствие дождя, пока мастера колдовали над крышей. Ситуация повторилась и после того, как работники закончили ремонт. По стенам комнаты вновь потекли неуместные в доме водопады.
Управляющая компания отказалась возмещать причинённый квартире ущерб в добровольном порядке. Тогда женщина обратилась в суд, который принял решение взыскать с виновника ущерб. Правда, выплачивать долг организация не спешила
Правила безопасности
Фото © ТАСС / Донат Сорокин
— В момент аварии и сразу после неё необходимо поставить в известность представителя управляющей компании и вызвать его на составление акта, — говорит управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский. — Лучше это делать не только по телефону диспетчерской службы, но и направить им телеграмму.
По его словам, если управляющая компания не направит своего представителя, можно составить односторонний акт. Для этого нужно пригласить не менее двух незаинтересованных лиц, которые подтвердят зафиксированные в акте обстоятельства. Например, соседей по лестничной площадке.
Управляющий партнёр юридической компании PG Partners Светлана Петрикова предупреждает, что не стоит ждать, пока ущерб оценит сама УК. Важно сразу же брать инициативу в свои руки.
— Наймите независимого оценщика, который подсчитает убытки с учётом многих параметров: от стоимости работ до стоимости повреждённых материалов, и составит отчёт, — рекомендует Петрикова. — Он будет являться официальным документом, на основании которого можно требовать компенсацию с УК. Также этот отчёт понадобится, если придётся обращаться в суд.
Далее нужно составить претензию с просьбой компенсировать вам ущерб, приложить к ней заключение независимого оценщика и отправить в УК.
— Как показывает практика, если сумма ущерба невелика (до 50 тысяч рублей), управляющая организация выплачивает компенсацию без лишних вопросов. Во многих случаях это обходится им дешевле, чем судебная тяжба с собственником, — рассказывает Светлана Петрикова.
Фото © ТАСС / Валерий Бушухин
По её словам, возможен и такой вариант, когда УК предлагает пострадавшей стороне самостоятельно приобрести материалы, предоставить им чеки, по которым они вернут затраты. В таком случае необходимые работы виновники обещают сделать своими силами бесплатно. На практике для УК это самый выгодный вариант, поэтому в большинстве случаев они настаивают именно на нём.
В случае если УК игнорирует претензию, пострадавшие могут направить жалобу в жилищную инспекцию. Она не выплатит компенсацию, но может воздействовать на УК.
На войне, как на войне, поэтому не лишним будет направить жалобу ещё и в Роспотребнадзор, потому что речь идёт уже о нарушении прав потребителя. Орган может провести внеплановую проверку УК и в случае нарушений наложить на неё штраф до 50 тысяч рублей.
— Иногда сам факт обращения в Роспотребнадзор оказывает стимулирующее воздействие на желание УК выплатить вам компенсацию, — объясняет Светлана Петрикова. — Если вы обратились во все вышеперечисленные инстанции, но ответа нет либо результат отрицательный, у вас есть один-единственный выход — подать иск в суд.
Для этого необходимы следующие документы: выписка из ЕГРН, подтверждающая, что вы собственник квартиры, акт осмотра и отчёт оценочной организации. Само собой, чем более дорогостоящий ремонт пострадал в ходе аварии и чем выше сумма компенсации, тем больше управляющая компания будет сопротивляться тому, чтобы компенсировать ущерб. И тут имеет смысл настаивать не только на компенсации ремонта, но и морального вреда, а также на штрафе для УК.
— Размер штрафа составляет 50% от присуждённой суммы, компенсация морального вреда, как правило, взыскивается в незначительном размере — пять-десять тысяч рублей. Размер ущерба определяется по фактически понесённым расходам для устранения последствий аварии либо по рыночной оценке, — пояснил Владислав Варшавский.
Светлана Ибрагимова
Комментарии