Компании открыто не подчиняются российскому законодательству. Почему это опасно и как решить проблему.
Американские интернет-площадки мешают развитию российских СМИ, которые маркируются меткой с целью вызвать недоверие пользователей, не попадают в рекомендации или даже блокируются.
Facebook передал часть функций по фактчекингу откровенно политизированным и русофобским компаниям. Так, в Прибалтике русскоязычный сегмент соцсети регулирует русофобская Re:Baltica.
Twitter ведёт себя по-другому, но цель та же. Недавно российские новостные агентства соцсеть начала маркировать специальной меткой, свидетельствующей о принадлежности к государственным изданиям. Её получили ТАСС, РИА "Новости", Лайф и другие агентства.
Кроме того, аккаунты российских изданий блокируются за содержание якобы противоправной и опасной информации, противоречащей правилам ресурса. Так, 20 августа соцсеть внезапно перестала выдавать в поиске учётную запись RT.
Фото © Shutterstock
YouTube также усиливает дискриминационную политику в отношении российских СМИ. Согласно открытым данным, за последние годы сервис заблокировал около 200 русскоязычных каналов
Во всех случаях есть одна проблема: площадки не называют причину блокировки учётных записей и говорят абстрактно. А владельцы аккаунтов не в силах выйти на связь с администрацией ресурса.
— Что физическим, что юридическим лицам сложно объяснить позицию и как-либо оспорить блокировку. Нет двустороннего движения, нет возможности прояснить ситуацию по причинам блокировки, по критериям блокировки. Эта проблема характерна для нас и других стран, где держатели контрольного пакета имеют определённые политические интересы, — говорит член ОП РФ Артём Кирьянов.
Почему это опасно?
Действия ИТ-гигантов — это политическая цензура по всем параметрам. Они нарушают свободу выражения мнений и принцип равного доступа к информации. Они монополисты и пользуются положением, грубо нарушая законодательства ряда государств.
— Если оставлять без внимания антироссийские информационные кампании, они будут крепнуть. ИТ-корпорации игнорируют жалобы пользователей. Дальше это будет расширяться, — говорит первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного общества Александр Малькевич.
Фото © Shutterstock
Иными словами, так ИТ-гиганты могут повлиять на политическую ситуацию в любой стране. Поэтому важно, чтобы они подчинялись местному законодательству.
Как решить проблему?
— В этой связи остро встаёт вопрос суверенного Интернета. С развитием цифровых технологий онлайн практически уравнивается с реальной жизнью. Если мы принимаем законы, регулирующие Интернет, то таким образом должна строиться вся палитра отношений, — говорит член ОП РФ Артём Кирьянов.
К платформам должны применяться одинаковые законы по регулированию контента. У каждой страны свои нормы, транснациональные корпорации под всех не подстроятся, поэтому они должны быть гибкими.
— ИТ-корпорации должны признавать национальное законодательство. Должны соответствовать требованиям, причём не только в информационной сфере, но также в налоговой и гражданско-правовой. Ориентир — банковская сфера. Филиалы иностранных банков подчиняются местному законодательству и исполняют требования регулятора. Такая же система должна появиться в Интернете, — продолжает Артём Кирьянов.
На кого ориентироваться?
Другие страны тоже осознают проблему. В ряде из них решения более эффективные, чем в России. В странах Западной Европы ИТ-корпорации могут получить многомиллиардные штрафы, потому что с них взимают процент от оборота.
Фото © Shutterstock
Член ОП РФ Артём Кирьянов также считает грамотным ориентироваться на Турцию. Там законодательство как раз решает нашу проблему, когда международный ресурс не хочет открывать местный филиал.
— Турецкое законодательство вводит ограничения для компаний, не работающих в соответствии с законодательством Турции. Важно не только сформировать законодательную базу, но и сделать так, чтобы законы исполняли. Один из вариантов — возможность защищать российские интересы за рубежом, — говорит эксперт.
Ряд стран ввели законы по регулированию ИТ-корпораций. Так, можно взять лучшее из опыта нескольких государств, а не ориентироваться на что-то одно. Успешнее всего защита реализована в трёх странах.
— Есть три страны. Это Германия. С 1 января 2018 года там действует закон об улучшении возможностей и прав пользователей в социальных сетях. Со штрафами до 50 миллионов евро для социальных сетей, если они не удаляют экстремистский, ненавистнический контент и контент, способный нарушить демократию в стране. Похожий закон есть во Франции. Теперь появился закон в Турции. Если в ней пользуется больше одного миллиона пользователей, они должны открывать филиал в стране и работать в местном правовом поле, — говорит Александр Малькевич.
Сложив эти три закона, можно получить один, который будет защищать права наших граждан в Интернете. Малькевич видит две меры воздействия: требование открыть местные представительства и штрафы в процентах с оборота. Если они не пойдут навстречу, есть комплекс мер. Например, блокировка транзакций и снижение трафика.
Комментарии