Умение читать и писать — не самое важное для начала обучения

Готовность к школе — это больше, чем умение читать и считать. Это комплексная подготовка, включающая познавательный интерес, способность к саморегуляции, развитую речь, социальные навыки и эмоциональную зрелость. Задача родителей — поддерживать интерес ребенка к учебе, помогать ему учиться справляться с трудностями и развивать навыки, которые сделают его школьные будни успешными и радостными, считает кандидат педагогических наук Анна Замыслова
1. Учебная мотивация и познавательный интерес
Для ребенка важно иметь желание учиться. Это не означает, что он должен уметь читать или писать; скорее, он должен проявлять интерес к новым знаниям, быть любознательным. Познавательный интерес — естественный ресурс дошкольника, который можно поддерживать с помощью игр, которые стимулируют задавать вопросы, придумывать и разгадывать загадки и решать простые задачи. Именно мотивация к учебе поможет ребенку оставаться сосредоточенным на занятиях.
2. Умение управлять своим поведением
Ребенок должен уметь контролировать свое поведение и эмоции. «Поведенческая зрелость включает умение слушать учителя, выполнять инструкции, не перебивать и ждать своей очереди. Психологи утверждают, что уровень произвольности — способность к самоконтролю и управлению своими импульсами — важнейшая составляющая готовности к школе. Помимо этого ребенок должен уметь спокойно реагировать на критику, уметь признавать свои ошибки и строить отношения с ровесниками», — поясняет педагог. Умение сдерживаться, не проявлять агрессию в конфликтных ситуациях и договариваться значительно облегчит процесс адаптации к школьной среде.
3. Интеллектуальная готовность: умение классифицировать и обобщать
Шестилетний ребенок должен уметь проводить простые операции по классификации и обобщению. Это умение помогает усваивать новые знания и применять их на практике. Например, способность группировать предметы по цвету или форме, находить общее и различия — важные навыки, которые пригодятся в школе и будут способствовать развитию логического мышления, формируя базу для изучения таких предметов, как математика и окружающий мир.
4. Развитие фонематического слуха и речевых навыков
Ни для кого не секрет, что уровень речевого развития ребенка играет ключевую роль в школьном обучении. Хорошо развитый фонематический слух — способность различать звуки речи — основополагающая для успешного освоения чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо различает звуки, это впоследствии непременно отразится на чтении и письме.

5. Навык следования инструкции
Будущий первоклассник должен уметь работать с многоступенчатой инструкцией. Не только фактически понимать и выполнять на слух трех-четырех-ступенчатую инструкцию, но и удерживать в памяти последовательность действий, придерживаться алгоритма и доводить начатое до конца. Дети, которые умеют внимательно слушать и следовать указаниям, гораздо легче адаптируются к школьным требованиям.
6. Социальные навыки и опыт взаимодействия
Социальная готовность — еще один важный аспект для шестилетнего ребенка. Ему очень скоро предстоит проводить много времени в классе с другими детьми, и важно, чтобы он умел взаимодействовать с окружающими, умел договариваться, ждать своей очереди, вежливо общался со взрослыми и сверстниками. Опыт участия в командных играх, опыт посещения детского сада помогает приобрести базовые навыки общения и научиться работать в коллективе.
7. Эмоциональная готовность к школьным испытаниям
Переход в школу — это стресс, и важно, чтобы ребенок уже в 6 лет умел справляться с волнением. «Эмоционально зрелый ребенок способен контролировать свои эмоции, спокойно реагировать на новые ситуации и оставаться уверенным в себе. Это не значит, что он не будет нервничать — скорее, он должен уметь управлять своими чувствами, уметь их идентифицировать и не бояться просить помощи, если или когда ему это нужно», — заключает специалист.
Комментарии