– Вы – один из самых популярных бардов страны. И любимый бард нашей семьи. Когда открываете сезон посиделок у костра?
– Сочиняете мелодии вместе с женой или в одиночестве?
– Знаем, вы заядлый рыбак. Где посоветуете порыбачить?
– Слышали, вы настоящий грибник. Сколько можете собрать за раз?
— Мне доводилось бывать на реке Устье на юге Архангельской
области. Там есть деревня Майдан, где я уже был три раза и снова
мечтаю попасть. Там много полей, сосновый бор, какого я вообще
никогда не видел. Он тянется на 10 километров вдоль реки, и ширина
его километров 5. Это корабельные сосны, внизу никакого подлеска, а
только мох – седой с голубизной, из которого торчат боровики
густого темно-лилового цвета. Если увидишь макушечку, то смело
идешь туда – там будет еще 10 – 12 штук. Как будто попал туда, где
рассыпаны драгоценности. В этом бору человек собирает столько,
сколько может унести. В руках корзинка-набирушка, а за спиной
пестель – высокий рюкзак из бересты.
– Правда, что ваш сын живет в Америке?
— Наш сын Александр, ему уже 48, проучился два года на филфаке МГУ, когда наш американский знакомый пригласил его учиться в Дартмутский колледж, в одном из четырех самых престижных университетов США. Он сдал здесь экзамен по языку и поехал. Это был 1990 год. Там же он познакомился со своей будущей женой Мэри-Бэт (мы ее зовем Маруся), и получился такой международный брак. Внуки называют себя русскими американцами. В доме разговаривают на русском. Невестка стала его изучать, как только познакомилась с Сашей, и теперь владеет свободно. Она гуманитарий, как и сын, специалист по переговорам, у нее широкий профиль. Но сын в конце концов стал музыкантом и звукорежиссером. Они живут на востоке США. У него своя студия звукозаписи. Недавно записал диск, где он и аранжировщик, и режиссер, и продюсер. Внучке Наташе 16 лет, увлекается балетом. Внуку Даниле 12 лет, увлекается математикой, лыжами, футболом.
– Как вы, кандидат физических наук, из физика переквалифицировались в лирики и на чем остановились в науке?
— Не было такого момента, чтобы я был физиком и – бац! — переквалифицировался в лирики. Все это присутствовало во мне с самого начала. Первую песню я сочинил, будучи студентом первого курса физфака МГУ. На пятом курсе у меня была серьезная театральная работа. Петр Фоменко пришел на Ленинские горы и сделал из драмкружка театр, а меня привлек в качестве музыкального руководителя. Там я сочинял песни для спектакля на стихи Михаила Светлова, это все было профессионально. И дальше пошло-поехало. И такой парадокс: чем интенсивнее и тяжелее была научная работа, тем интенсивнее и успешнее был творческий процесс. Одно другое стимулировало.
– Вы играете на семиструнной или шестиструнной гитаре?
— У Льва Толстого в романе «Война и мир» есть сцена, где дядюшка играет на гитаре, а Наташа Ростова танцует. Это он играет на русской семиструнной гитаре. Это уже начало XIX века. Полагаю, что русской гитаре 200 лет. Есть энтузиасты, которые играют на ней и устраивают фестивали. Но время берет свое, и наш сын уже играет на шестиструнной. По внешнему виду они одинаковые, но по аппликатуре это совершенно разные инструменты.
– Вы в браке более 50 лет. Как бы описали не творческий, а семейный союз с женой?
– Авторская песня будет жить вечно?
— Грушинский фестиваль популярен и сегодня. Но сам я там уже лет 13 не участвую. Как только там началась коммерция и тяжбы за бренд, я решил держаться подальше. Авторская песня – это способ общения единомышленников. Я предпочитаю ездить на маленькие фестивали. Например, «Кизинские струны». Станция Кизино – это на юге Архангельской области. Там Юрий Визбор работал учителем после окончания пединститута, и там это помнят и устраивают фестиваль его памяти. Собираются 300 – 400 человек. Там нет балласта лишних людей, которые приезжают побалдеть и потусоваться на Грушинский и порой не слышат, что там поют. А вот камерных фестивалей по России проводят до 500 в год.
Комментарии