Какие бы замечательные новые фильмы ни снимали современные режиссеры, классика советского кино занимет особое место в сердцах отечественных зрителей. «Любовь и голуби», «Гараж», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Иван Васильевич меняет профессию», «Москва слезам не верит», «Карнавальная ночь» и многие другие мы готовы пересматривать снова и снова… Особенно в новогодние праздники! Так что, пока режем оливье и упаковываем последние подарки, включаем любимый фильм. А мы расскажем про один из них — «Служебный роман».
В уходящем году картина Эльдара Рязанова отметила 47-летие. Подумать только, выросло два поколения, а история о служебном романе директора «статистического учреждения» и ее «вялого и безынициативного» работника все так же прекрасна!
Как известно, фильм «Служебный роман» родился из пьессы «Сослуживцы», которую Эльдар Рязанов написал в соавторстве с Эмилем Брагинским. Успех постановки был настолько оглушительным, что режиссер задумался о киноверсии. Премьера картины состоялась 26 октября 1977 года и сразу стала одной из самых любимых у советского зрителя. К слову, увидели они (а после и мы) сокращенную версию
Так, мы не увидели производственную гимнастику (физкультминутку) — обязательную во всех учреждениях того времени.
«Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково. Это уже обычай. Традиция. Я бы сказал — ритуал».
Как правило, длилась «фитнес-пауза» длилась около 10 минут: за это время выполнялись несложные упражнения — ходьба на месте, наклоны, потягивания и пр. Взрослые люди понимали важность и нужность данной процедуры, но без смеха все равно не обходилось. Вот и в «Служебном романе» работники больше болтали (обсуждая последние сплетни), чем разминались. Увы, мы этого не увидели.
В результате вынужденных сокращений пострадала и личная жизнь одной из самых ярких героинь — секретарши Верочки в исполнении Лии Ахеджаковой. Если бы не они, мы бы увидели того самого бывшего мужа, с которым она весь фильм выясняла отношения по телефону.
— Ты знаешь, я понял, из-за чего мы с тобой разошлись:
нам нужен ребенок!
— Ты хочешь, чтоб у нас был ребенок?
— Да! И как можно скорее!
— Но я не могу сейчас. До конца работы еще два часа и Калугина
тут… Я не могу уйти!
Этого самого мужа должен был сыграть популярный советский актер Александр Фатюшин — многие знают его по роли хоккеиста Гурина из «Москва слезам не верит». По задумке режиссера, муж Верочки работает в том же «статистическом учреждении» и именно ему она передает все сплетни, а не только своей подружке Алене.
В середине семидесятых, когда снимался «Служебный роман» Александр был еще начинающим артистом, но уже снимался и в кино, и в театре. Именно на театральной сцене он получил серьезную травму — копьем в глаз! Врачи настаивали, что восстановительный процесс будет долгим, да и с перевязанным глазом актер не мог появиться на съемочной площадке, поэтому Рязанову проще всего было удалить мужа Верочки из кадра и оставить его лишь в телефонном разговоре. Многие зрители отмечали, что данное решение было правильным — все же любовная линия в этой истории должна быть одна: Калугина + Новосельцев.
Впрочем, в «Служебном романе» Фатюшин все же появился — в двух коротких эпизодах: когда работники узнают о смерти Бубликова и когда Людмила Прокофьевна заходит в офис в новом образе.
Еще один интересный факт: Новосельцева мог сыграть не Андрей Мягков, а Олег Басилашвили, в итоге исполнивший роль статного Юры. Басилашвили буквально умолял Рязанова дать ему роль «вялого и безынициативного» работника и ради этого даже был готов похудть и подурнеть. Впрочем, ему это удалось бы и так — в то время Олег Валерианович играл в театре и постоянно мотался между Москвой и Санкт-Петербургом: много уставал, мало спал, мало ел…
И Рязанов даже подумывал согласиться, но в итоге понял: Басилашвили слишком красив! Зрители не поверят, что его, такого статного и высокого, может бросить женщина! Другое дело — Андрей Мягков.
«Замурзанный, неряшливо одетый, опустившийся клерк с мерзкими усиками — таким он выглядит на старте нашей истории. Но Мягков точно расставил акценты. В роли постарался передать внутреннее благородство своего героя, его врожденную порядочность, беззащитность, и от этого притягательность», — делился в интервью Эльдар Александрович.
И в завершении несколько слов о героине Светланы Немоляевой. Ее Ольгу Петровну Рыжову многие жалели, другие критиковали, третьи откровенно презирали — за то, что она преследовала женатого Самохвалова, «хотя пенсия на горизонте».
«Женщины, когда им под сорок, часто делают глупости».
В их истории также убрали некоторые сцены — об одной из них, многое объясняющей, говорила сама Светлана Немоляева:
«Действие происходило все на том же званом ужине у Самохваловых. Я смотрела на своего Юру влюбленными глазами. Задумка была в том, что где бы он ни находился, посмотрев в мою сторону, он должен был встречать этот влюбленный взгляд. Моя героиня по-прежнему ищет повод для встречи (накануне была снята сцена, где я вижу объявление об автобусной экскурсии куда-то по городам России) и предлагает Самохвалову поехать вместе, на что Юра отвечает (полностью импровизация Басилашвили), мол, Оленька мы с тобой уже в таком возрасте, что нас лучше лишний раз не трясти».
Фото: Legion Media
Комментарии