Уходила от мужа, не умела вести хозяйство и получала нож в спину от коллег. История Веры Алентовой

Шоу-бизнес

234 Просмотры Откликов

«Она своим присутствием остановит любую пошлую сцену, любое нарушение вкуса. Одним взглядом, поведением. При ней не будут продолжать это». Именно так отвечает лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов на вопрос: какая она, ваша жена? Утонченная и изящная, аристократичная и породистая — именно такой знают великолепную актрису Веру Алентову в жизни и на сцене. Но какая женщина действительно стоит за растиражированным образом?

Ее Катерине из эпохального фильма «Москва слезам не верит» сопереживал весь советский народ, а потом еще американские и европейские кинозрители. В одночасье скромная актриса театра стала настоящей звездой, которая много ездила по зарубежью и раздавала интервью. Мало кто мог поверить, что путь к славе у этой блистательной красавицы был отнюдь не выстлан розами

Возможно, героиня картины так хорошо удалась Алентовой именно потому, что их биографии были в чем-то схожи.

Вера Алентова, а тогда еще Быкова, родилась 21 февраля 1942 года в небольшом городке Котласе. Ее папа, мама и бабушка были актерами: талантливыми, но не слишком удачливыми. Ей было всего три года, когда от болезни скоропостижно скончался отец.

«Папа очень рано умер, мне было три года. Мама много работала. Я оставалась дома. Что такое совсем маленький ребенок дома один? Мышей боялась. Мама меня учила: „Топни ножкой, она и уйдет“. Я топаю, она не уходит — мышь понимает, что для нее я не угроза… Болела малярией и должна была по часам пить акрихин, очень горькое лекарство. И я самостоятельно следила за стрелочкой часов, чтобы принять его вовремя. Очень много в детстве была одна. О чем-то размышляла, фантазировала, играла сама с собой и не представляла, что может быть по-другому».

В поисках лучшей жизни и, конечно, чтобы сбежать из места, где все напоминало о горькой потере, мама Веры решила вместе с дочкой перебраться в Украину, в Кривой Рог. Но и там жили бедно и трудно.

«По какой-то причине целых девять месяцев на Украине не платили зарплату работникам культуры. А рабочим платили. И мама была вынуждена устроиться под чужой фамилией в пошивочный цех. Получала сущие копейки, и на них мы как-то существовали. Ели скудно, черный хлеб с подсолнечным маслом считался лакомством. А мне хотелось сладкого. Я мечтала о мороженом! Однажды заметила у мамы открытый кошелек и вытащила рубль. Купила мороженое. Вкуса не почувствовала, потому что заглатывала огромные куски. На следующий день опять взяла рубль и купила мороженое. Дома мама встретила меня вопросом: „Ты не брала денег из кошелька?“ Свой ответ не помню. Запомнила только, что очень горько плакала мама. В ее слезах было все, в том числе и боль от того, что она не может купить сладкое».

Алентовы переезжали часто. Из Украины в Узбекистан, а оттуда вообще — на Алтай, в Барнаул. Там Вера оканчивает школу и по настоянию мамы пробует поступить в местный медицинский институт. Первые несколько экзаменов выдержала на отлично. А перед последним испытанием услышала о наборе в труппу Орского государственного драматического театра имени А.С.Пушкина. И скорее побежала туда, ведь всегда мечтала о карьере актрисы, а не медработника. Экзамен в «мед» завалила нарочно, чтобы на протяжении нового театрального сезона появляться чуть ли не во всех репертуарных спектаклях.

В следующем году она едет в Москву и с легкостью поступает в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Маркова.

«Учиться там я мечтала. Когда увидела свою фамилию в списках, это был восторг, эйфория, ликование. Студентами мы очень много трудились. Хотели все знать, боялись что-то упустить. Мы росли в талантливой среде. Не так давно открылись „Современник“ и „Таганка“. Молодые Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский, Рождественский читали свои стихи в Политехническом институте и у памятника Маяковскому. А Высоцкий со своими песнями, а Твардовский с „Новым миром“!»

В Школе-студии МХАТ Вера знакомится с однокурсником Владимиром Меньшовым. Горячая дружба между двумя молодыми людьми вскоре перерастает в более глубокое чувство.

Они расписались уже на втором курсе. Первые месяцы жизни молодоженов не обходились без всевозможных казусов, вспоминает Владимир Меньшов.

«Когда мы поженились, она взяла пятилитровую кастрюлю и сказала: „Надо туда 200 граммов мяса“. Я-то тоже не знал ничего. „200 граммов — не мало?“ — на всякий случай спросил я. „В самый раз“, — сказала она очень авторитетно. Мы пошли на рынок: „Отрубите 200 граммов мяса“, — сказали мы мяснику. Он так заинтересованно на нас посмотрел, но, однако, отрубил. Потом в пятилитровую кастрюлю положили этот кусочек, стали варить. Туда натолкали капусты, это были щи — капуста, морковка… Вроде, пока горячее, было ничего. Ну, в общем, я этот борщ ел-ел и не наедался. И понял, что я ноги протяну с такого питания. Начал потихонечку учиться готовить. У меня оказалось все вкусно, и она с удовольствием ела все, что я готовил».

Многие, кто знал пару, совершенно не одобряли их брак. Меньшова считали неперспективным студентом, тогда как на Веру возлагали большие надежды.

«Будешь печальной женой артиста-неудачника», — говорили ей, а она лишь отмахивалась. И не зря. После школы-студии МХАТ Меньшова зачислили сразу на второй курс режиссерского факультета ВГИКа. Легендарный Михаил Ромм высоко оценил его первые работы:

«Когда мы с Володей были молодые и бедные, часто ходили к Михаилу Ильичу в гости, и он не просто вел с нами интересные беседы, но еще и подкармливал. Для нас это было чудом. Мы очень бедствовали в те годы. Я жила в общежитии Театра Пушкина, Володя — в общежитии ВГИКа. Ничего не изменилось, даже когда родилась Юленька. Мечтала, что у нас появится хотя бы восьмиметровая комната в коммуналке. Всем соседям по общежитию такие комнаты давали, а нам никак».

Когда семье с уже трехлетним ребенком наконец-то решили выдать комнату, нашелся кто-то более нуждающийся. Алентова в слезах побежала в отдел культуры. Чиновница на приеме вдруг пожалела измученную женщину: «Вам положена двухкомнатная квартира. Пишите заявление». И через год Вере вручили ключи от нее. Семья могла наконец-то воссоединиться, но оба супруга были настолько измучены неустроенным бытом и финансовыми неурядицами, что решили пожить отдельно. Разлука растянулась почти на четыре года.

«Когда мы разъехались и стали постепенно отходить от всего этого, стало понятно, что порознь хуже, чем вдвоем. Это было самое главное. Я поначалу даже не совался. Она настолько жестко отрезала… А потом я увидел, что у нее какой-то процесс запустился. Она рассказала, что увидела в Юле так много моего… И поняла: это то, с чем она боролась во мне, будто я просто по лености или из вредности не меняю в себе… И я вернулся».

Неурядицы в семейной жизни компенсировались очень успешной карьерой в театре. Еще будучи студенткой, Вера Алентова была занята в нескольких постановках во МХАТе. Она буквально грезила этой сценой и была уверена, что останется там после окончания учебы. Но неожиданно ей отказали. Зато приняли в Московский театр им. Пушкина и сразу же дали главную роль в «Шоколадном солдатике» Бернарда Шоу. Вскоре буквально весь репертуар был построен под талантливую актрису. Неудивительно, что многие десятилетия спустя Вера Алентова хранит верность пушкинским подмосткам и служит в этом театре и по сей день.

«В театре у меня все сложилось удачно. Хотя не всегда было комфортно в нем существовать. Театр — интрижистое место. Случалось всякое: например, предлагает режиссер главную роль, а потом узнаю, что в спектакле не занята. Встречаю ведущую актрису, очень хорошо ко мне относящуюся, она качает головой: „Как жаль, Вера, что вы на год уходите из театра“. Говорю: „Я?! Как?!“ — „Нам сказали, что вы все это время будете сниматься“. Чтобы отвоевать роль, обо мне придумали небылицу… Болтали, что у меня какое-то дикое количество любовников, что со всеми режиссерами я была в близких отношениях. Переживала, но не пыталась оправдаться и ничего не доказывала. Просто, как и прежде, много работала».

А вот чтобы заявить о себе в кино, потребовалось гораздо больше времени. Роль в дебютной картине Веры Алентовой прошла практически незамеченной.

После нескольких неудач она на 10 лет забывает о кинематографе. Все для того, чтобы в 1979 году с триумфом вернуться на экраны в главной роли в картине супруга «Москва слезам не верит». Правда, первые отзывы советских критиков о фильме были совершенно нелестными. А он взял и выиграл престижную премию «Оскар».

«Чудом было то, что фильм «Москва слезам не верит», за который мужа побивали камнями критики и коллеги, получил «Оскар»! Мы, конечно, не понимали всего масштаба этой премии, а больше радовались тому, что восторжествовала справедливость. Ведь Володе было совсем тяжело. Он дошел до того, что всерьез думал: «Господи, зачем я это снял?»

Правда, за границу за «Оскаром» Меньшова не пустили. Вместо него поехала Алентова. Она много путешествовала по всему миру, представляла картину в самых разных странах и буквально купалась в лучах зрительской любви. За роль Катерины в киноленте «Москва слезам не верит» Вере Алентовой присудили государственную премию СССР и признали лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран».

В 1984 году у нее случается еще одна очень знаковая роль. В паре с актером Анатолием Папановым она сыграет в драме Юлия Райзмана «Время желаний». За воплощение образа главной героини в этой картине Вера Алентова стала лауреатом Государственной премии имени братьев Васильевых.

Удалось Алентовой и снова сняться у своего супруга. В середине 90-х на экраны вышла комедия «Ширли-мырли» с целым звездным десантом актеров в ролях разной степени значимости: Олег Табаков, Армен Джигарханян, Инна Чурикова, Олег Ефремов, Михаил Кокшенов, Любовь Полищук, Леонид Куравлев и многие-многие другие. Но, безусловно, первые скрипки в «Ширли-Мырли» играл великолепный актерский дуэт: Валерий Гаркалин — Вера Алентова. Им досталось не по одной, а аж по четыре главные роли каждому, и они с ними отлично справились.

Главных и просто запоминающихся ролей у Веры Алентовой после «Москвы» было немало. К слову, с 2009 года актриса преподает на кафедре актерского мастерства Всероссийского государственного университета кинематографии имени Герасимова. Но театр все равно остается ее главной любовью.

«Она репетирует в полную силу, потом идет на примерку костюма, что для нее такое же важное дело, как создание роли. Она начинает работу над ролью с придумывания костюма. Но за это ее очень уважают в пошивочном цехе, например, и даже любят за то, что она безропотно стоит на примерках по несколько часов. Часами стоит на примерке, не присаживаясь. Ее сверхответственность, ее крест, который она несет, обязанность перед Богом, если хотите, — это театр, служение театру», — подтверждает супруг Владимир Меньшов.

Когда наступает время отпуска, актриса и тут находит себе занятие. Поваляться с книжкой и ничего не делать — такой режим она выдерживает максимум пару дней. А потом начинает вязать, шить, заниматься любимой дачей, дизайн которой полностью придумала и реализовала своими силами. Любит проводить время с внуками — Андреем и Таисией — детьми дочки Юлии, которая выросла и стала актрисой и ведущей проектов с высокими рейтингами на телевидении.

Вера Валентиновна в своем элегантном возрасте находится в прекрасной форме и совершенно не ощущает свой возраст:

«Как-то прочла одну историю. Пожилого священника спросили, что он может сказать о людях. И он сказал: «Взрослых людей нет». Как же это точно!.. Действительно, я не сильно изменилась с тех пор, когда мне было 5, 10 или 30 лет. И сейчас у меня так же открыта душа, я так же обижаюсь и плачу, если мне сделали больно. И так же мне хочется быть понятой и любимой».

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии