В этот раз пронесло! Чем грозит тысячам россиян цунами на краю земли

Общество

119 Просмотры Откликов

На северных Курильских островах произошло мощное землетрясение, за которым последовало цунами. Такую картину островитяне видят раз в несколько лет. Как россияне живут на забытых островах в Тихом океане, где раз в несколько лет трясёт землю и "пыхтит" вулкан, — в материале Лайфа.

В новостях регулярно фигурируют сюжеты о претензиях Японии на южные Курильские острова. Есть ещё и северные, на них никто не претендует, и вспоминают о них нечасто, разве что когда там случаются землетрясения и цунами, когда рискуют погибнуть люди. На большой земле трудно себе представить, как живут россияне, отрезанные сотнями километров Тихого океана и Охотского моря. Островитяне привыкли жить в условиях изоляции, рядом с действующим вулканом, в окружении медведей и в ожидании регулярных природных катаклизмов. В 1952-м единственный город Северных Курил накрыло волнами от 10 до 15 метров (выше трёхэтажного дома)

Тогда погибло более 2,3 тысячи человек. Лайф рассказывает о жизни на краю земли.

"Кирпичи сыпались на голову"

Когда в Охотском море на глубине 60 километров произошло землетрясение, в детском садике Северо-Курильска был тихий час, а на рыбзаводе трудяги перерабатывали минтай, камбалу и треску. В городе сработали сирены. Люди выбежали на улицу и двинулись к возвышенной части острова. Там в пункте временного содержания укрылось несколько сотен человек. Главный редактор единственной островной газеты "Северо-Курильский рыбак" Яна Бородина рассказывает о последнем землетрясении:

1 / 4

"Кирпичи сыпались на голову. В домах падала посуда, рушились дымоходы. Люди очень испугались", — по словам Бородиной, подземные толчки на северных Курилах происходят часто, но таких мощных местные не испытывали последние лет семь-десять. В эпицентре землетрясения его мощность достигала более семи баллов.

Фото © LIFE Shot

Самое сильное бедствие курильчане испытали в 1952 году. Тогда цунами буквально смыло Северо-Курильск с населением шесть тысяч человек, более двух тысяч погибло. Город отстроили заново — в новом месте. Изначально дома занимали береговую линию, строились прямо у воды. Катастрофа подсказала, что жилой район нужно перенести на возвышенность.

1 / 2

Механизм действий при ЧС за эти 70 лет на Северных Курилах тоже не изменился — бросать всё и бежать на возвышенность. В городе даже установили таблички с указанием, куда идти, когда трясёт.

В зоне риска затопления — рабочие морского порта и рыбоперерабатывающего завода, их строения по-прежнему находятся прямо у воды. Людей оттуда вывозят на "вахтовках" (рабочих машинах). Корабли, стоящие в порту, при землетрясении отгоняют в открытый океан — там безопаснее. К слову, землетрясения и цунами не единственная опасность для жизни на Парамушире, на острове ещё есть действующий вулкан Эбеко.

Жизнь на краю земли

Сегодня россияне из-за пандемии коронавируса вынуждены привыкать к новым условиям жизни, например, к работе на удалёнке и ограничениям на поездки за границу. На Северных Курилах люди практикуют навыки изоляции десятилетиями. Единственный обитаемый остров северной части Курильской гряды — Парамушир, который фактически изолирован от большой России. До Камчатки отсюда — более 300 км по морю, до Сахалина — тысяча километров. Единственный город — Северо-Курильск, и живёт здесь 2,5 тысячи человек.

У поселения есть своя система электроснабжения (дизельная электростанция), отделение Сбербанка, новенький храм с часовней и даже хостел. Тем не менее город сильно зависит от материковой России — на остров регулярно завозят продукты питания, строительные материалы и топливо, а островитян вывозят на большую землю — на лечение. На самом острове есть Центральная районная больница, но врачей там явно не хватает, например, нет ни одного гинеколога. Сегодня добраться до Парамушира можно только двумя способами — на теплоходе или вертолётом и только через Камчатку.

Страсти по почте и свежим продуктам

Теплоход идёт из Петропавловска-Камчатского. Путь занимает немногим более суток. Судно отправляется в Парамушир каждую неделю (если позволяют погодные условия). Билет в одну сторону обходится в 3,7 тысячи рублей. Проблема в том, что на этом направлении работает всего один грузопассажирский теплоход "Гипанис" компании ООО "Сахморфлот", поэтому рейсы часто отменяются.

"Когда пароход встаёт на ремонт, почта месяцами не доходит, тоннами накапливается в Петропавловске. Тогда же и свежие продукты практически не доставляются", — жалуется Лайфу главред "Северо-Курильского рыбака" Яна Бородина.

1 / 2

Помимо теплохода на линии работают вертолёты частной камчатской авиакомпании "Витязь-аэро". По договору с властями Сахалина они перевозят жителей Парамушира до Камчатки и обратно. Судя по постановлению регионального правительства, билет в одну сторону обходится островитянам в 4,2 тысячи рублей. Этот транспорт тоже даёт сбои. Жители Северных Курил подозревают, что авиаторы просто переключаются на перевозку туристов — это намного выгоднее.

Самолёт надежды

Только в этом году на острове наконец начали строить взлётно-посадочную полосу для самолётов. Сахалинские власти обещают, что аэродром облегчит жизнь островитянам. По задумке сахалинских властей, в Парамушир будут регулярно летать самолёты дочерней авиакомпании "Аэрофлота" — "Аврора".

Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко

От сирены до сирены

К вечеру 25 марта в Северо-Курильске сняли режим ЧС. В этот раз обошлось без катастрофы. Пострадавших людей нет. Но ущерб городу землетрясение всё-таки принесло. Яна Бородина говорит, что в больнице оказалась повреждена система отопления, пострадали здания Дома культуры и местной школы, там, возможно, обрушились дымоходы. В магазинах товар падал с полок, завалило дверные проходы. Людям предстоит убрать дома от разбитой посуды и продолжить жить и работать, не зная точно, когда произойдёт следующее природное волнение и какой высоты будет следующая волна цунами.

Фото © Sakhalin.info / Сергей Лакомов

Фото © Earth-chronicles.ru

Фото © Sakhalin.info / Сергей Лакомов

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии