10 экранизаций русской классики, которые вы обязаны посмотреть, если лень читать оригинал

Общество

56 Просмотры Откликов

Честно признаемся: далеко не у каждого хватает сил продираться через тома Толстого или размышления Достоевского. Да и зачем, если кино может рассказать ту же историю за пару часов? Мы выбрали десять экранизаций русской классики, которые не уступают книгам, а иногда даже превосходят их. Эти фильмы стали культовыми не просто так: они сохранили дух оригинала, но при этом остались понятными и увлекательными. Смотрите и наслаждайтесь, никто не осудит!

«Война и мир» (1965–1967)

Экранизации русских книг: топ фильмов по классической литературе. Фото © «Война и мир», режиссёр Сергей Бондарчук, сценаристы Сергей Бондарчук, Василий Соловьёв, Лев Толстой / Kinopoisk

Экранизации русских книг: топ фильмов по классической литературе. Фото © «Война и мир», режиссёр Сергей Бондарчук, сценаристы Сергей Бондарчук, Василий Соловьёв, Лев Толстой / Kinopoisk

Сергей Бондарчук снял настоящую эпопею, на которую ушло восемь миллионов советских рублей и участие пятнадцати тысяч человек только в сцене Бородинского сражения. Для съёмок использовали подлинную мебель и костюмы из музейных фондов, сшили девять тысяч костюмов специально для массовки

Министерство культуры СССР лично контролировало каждый этап съёмок. В результате получился фильм, который в 1969 году забрал «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Роман Толстого читать тяжело и долго, а вот кино смотрится на одном дыхании. Масштабные батальные сцены, снятые с применением панорамной съёмки, выглядят впечатляюще даже сегодня. Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского создали образы, которые стали эталонными.

«Жестокий романс» (1984)

Какие экранизации русской классики лучше книг. Фото © «Жестокий романс», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Александр Островский / Kinopoisk

Какие экранизации русской классики лучше книг. Фото © «Жестокий романс», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Александр Островский / Kinopoisk

Эльдар Рязанов взял пьесу Островского «Бесприданница» и превратил её в мелодраму, которую знает каждый. Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих сыграли так, что забыть невозможно. История про обедневшую дворянку, которая мечтает о любви, но получает только унижения и предательство, разбивает сердце. Финал, когда разочарованный жених стреляет в Ларису прямо на волжском берегу, стал одной из самых драматичных сцен советского кино. Музыка Андрея Петрова и романсы в исполнении актёров добавляют атмосферы. Фильм получился настолько сильным, что многие даже не подозревают о существовании пьесы Островского.

«Идиот» (2003)

Фильмы по русской классике: что посмотреть вместо чтения. Фото © «Идиот», режиссёр Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Фёдор Достоевский / Kinopoisk

Фильмы по русской классике: что посмотреть вместо чтения. Фото © «Идиот», режиссёр Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Фёдор Достоевский / Kinopoisk

Владимир Бортко снял телесериал, который стал эталонной экранизацией романа Достоевского. Евгений Миронов в роли князя Мышкина просто идеален: его персонаж действительно кажется святым человеком в мире лжи и корысти. Владимир Машков сыграл Рогожина так, что веришь каждому его слову и движению. Настасья Филипповна в исполнении Елены Лядовой разрывается между двумя мужчинами и собственными демонами. Сериал получил несколько премий ТЭФИ и «Золотой орёл». Бортко не побоялся снять все десять серий, чтобы уместить весь роман без купюр. Костюмы, декорации, атмосфера Петербурга XIX века переданы безупречно.

«Мастер и Маргарита» (2005)

Лучшие советские экранизации литературных произведений. Фото © «Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Михаил Булгаков / Kinopoisk

Лучшие советские экранизации литературных произведений. Фото © «Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Михаил Булгаков / Kinopoisk

Ещё один шедевр Владимира Бортко, на этот раз по роману Булгакова. Олег Басилашвили создал образ Воланда, который невозможно забыть: загадочный, мудрый, отрешённый дьявол, который пришёл в Москву, чтобы устроить небольшой апокалипсис. Анна Ковальчук в роли Маргариты прекрасна и трогательна. Александр Абдулов, Сергей Безруков, Александр Панкратов-Чёрный дополнили звёздный актёрский состав. Критики особенно отмечали, что режиссёр максимально точно следовал тексту романа, не выбрасывая сцены и не меняя сюжетные линии. Это редкость для экранизаций. Мистика, сатира, любовь и философия Булгакова переданы без искажений.

«Собачье сердце» (1988)

Русская классика в кино: 10 обязательных к просмотру фильмов. Фото © «Собачье сердце», режиссёр Владимир Бортко, сценаристы Наталия Бортко, Михаил Булгаков / Kinopoisk

Русская классика в кино: 10 обязательных к просмотру фильмов. Фото © «Собачье сердце», режиссёр Владимир Бортко, сценаристы Наталия Бортко, Михаил Булгаков / Kinopoisk

Культовая экранизация повести Булгакова, которая разошлась на цитаты ещё до выхода в широкий прокат. Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского и Владимир Толоконников в роли Шарикова создали персонажей, которые стали нарицательными. История про эксперимент по превращению собаки в человека на самом деле рассказывает про революцию, НЭП и попытку создать нового советского человека. Шариков получился наглым, бескультурным и опасным. Швондер, которого сыграл Роман Карцев, воплощает тупую бюрократию. Москва 1920-х годов показана детально: коммунальные квартиры, дефицит, разруха. Фильм сняли в 1988 году, но актуальности он не потерял до сих пор.

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

Экранизации Достоевского, Толстого, Булгакова: лучшие фильмы. Фото © «Семнадцать мгновений весны», режиссёр Татьяна Лиознова, сценарист Юлиан Семёнов / Kinopoisk

Экранизации Достоевского, Толстого, Булгакова: лучшие фильмы. Фото © «Семнадцать мгновений весны», режиссёр Татьяна Лиознова, сценарист Юлиан Семёнов / Kinopoisk

Юлиан Семёнов написал роман про советского разведчика Штирлица, а режиссёр Татьяна Лиознова превратила его в легендарный телесериал. Вячеслав Тихонов в роли Штирлица стал символом благородства и профессионализма. Действие разворачивается в Берлине 1945 года, где советский полковник Максим Исаев под видом штандартенфюрера СС ведёт опасную игру с шефом гестапо Мюллером. Задача: сорвать сепаратные переговоры между Германией и западными союзниками. Психологическая дуэль между Штирлицем и Мюллером держит в напряжении все двенадцать серий. Во время показа сериала по телевидению уровень уличной преступности в стране заметно снижался: все сидели дома перед экранами. Музыка Микаэла Таривердиева и голос Ефима Копеляна за кадром создали неповторимую атмосферу.

«Тихий Дон» (1957)

Какие фильмы снять по русской классике и посмотреть обязательно. Фото © «Тихий Дон», режиссёр Сергей Герасимов, сценаристы Сергей Герасимов, Михаил Шолохов / Kinopoisk

Какие фильмы снять по русской классике и посмотреть обязательно. Фото © «Тихий Дон», режиссёр Сергей Герасимов, сценаристы Сергей Герасимов, Михаил Шолохов / Kinopoisk

Сергей Герасимов снял экранизацию романа Шолохова, которая стала классикой советского кинематографа. Пётр Глебов в роли Григория Мелехова, Элина Быстрицкая в роли Аксиньи, Зинаида Кириенко в роли Натальи сыграли так, что их персонажи живут в памяти поколений. Эпопея о судьбе казаков на фоне революции и Гражданской войны снималась в настоящих донских станицах. Актёры учились ездить верхом и копировали казачий говор. Шолохов лично контролировал съёмки и остался доволен результатом. Любовный треугольник, трагедия войны, гибель целого мира — всё это уместилось в фильме без потери глубины и драматизма.

«Преступление и наказание» (1969)

Топ экранизаций советской и русской классической литературы. Фото © «Преступление и наказание», режиссёр Лев Кулиджанов, сценаристы Николай Фигуровский, Лев Кулиджанов, Фёдор Достоевский / Kinopoisk

Топ экранизаций советской и русской классической литературы. Фото © «Преступление и наказание», режиссёр Лев Кулиджанов, сценаристы Николай Фигуровский, Лев Кулиджанов, Фёдор Достоевский / Kinopoisk

Чёрно-белый фильм Льва Кулиджанова считается лучшей экранизацией романа Достоевского. Георгий Тараторкин в роли Раскольникова передал все муки совести убийцы, который пытался доказать себе, что он «право имеет». Иннокентий Смоктуновский сыграл следователя Порфирия Петровича так мастерски, что критики до сих пор говорят об этой роли как об эталоне. Психологический поединок следователя и преступника держит в напряжении до самого конца. Мрачная атмосфера непарадного Петербурга с его дворами-колодцами, грязными лестницами и душными комнатами передана идеально. Чёрно-белая картинка усиливает ощущение безысходности и давящей тоски.

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Культовые экранизации русских книг: что посмотреть вместо чтения. Фото © «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков / Kinopoisk

Культовые экранизации русских книг: что посмотреть вместо чтения. Фото © «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков / Kinopoisk

Леонид Гайдай взял пьесу Булгакова «Иван Васильевич» и снял комедию, которую знает наизусть вся страна. Инженер Шурик изобретает машину времени, и в результате сбоя Иван Грозный оказывается в советской Москве, а управдом Бунша с вором Милославским попадают в царские палаты XVI века. Юрий Яковлев сыграл сразу две роли: царя и управдома, и обе безупречно. Леонид Куравлёв в роли Жоржа Милославского создал образ обаятельного мошенника, который в любой эпохе найдёт чем поживиться. Фильм стал лидером советского кинопроката 1973 года, его посмотрели больше шестидесяти миллионов зрителей. Полвека спустя комедия остаётся одной из самых любимых в России.

«Обыкновенное чудо» (1978)

10 лучших экранизаций русской классики, которые стоит посмотреть. Фото © «Обыкновенное чудо», режиссёр Марк Захаров, сценаристы Марк Захаров, Евгений Шварц / Kinopoisk

10 лучших экранизаций русской классики, которые стоит посмотреть. Фото © «Обыкновенное чудо», режиссёр Марк Захаров, сценаристы Марк Захаров, Евгений Шварц / Kinopoisk

Марк Захаров снял сказку для взрослых по пьесе Евгения Шварца. Волшебник когда-то превратил медведя в человека и решил, что тот вернётся в исходное состояние, если в него влюбится принцесса и поцелует его. Но принцесса умирает, а «медведь» всё равно остаётся человеком. Фильм про любовь, верность и свободу. Олег Янковский, Ирина Купченко, Андрей Миронов создали волшебную атмосферу доброй и грустной сказки. Музыка Геннадия Гладкова и песни в исполнении актёров добавляют очарования. История учит, что настоящее чудо происходит не благодаря магии, а благодаря искренним чувствам. Философская глубина пьесы Шварца сохранена полностью.

Книги — это прекрасно, но иногда лучше просто включить фильм, устроиться поудобнее на диване и погрузиться в мир классики без усилий. Эти десять экранизаций доказывают: хорошее кино может рассказать историю не хуже, а иногда и лучше толстых томов. Смотрите, наслаждайтесь и не чувствуйте себя виноватыми за то, что так и не осилили «Войну и мир» в оригинале! А недавно Life.ru показывал, как спустя 20 лет выглядят актёры сериала «Кармелита» и кого не узнать без подписи.

BannerImage

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии