Советское кино умело бить по самому больному. Забудьте про голливудские хеппи-энды — наши режиссёры не боялись оставлять зрителей с разбитым сердцем и мокрыми глазами. Мы собрали десять фильмов, финалы которых настолько трагичны, что даже спустя десятилетия заставляют комок подступать к горлу. Приготовьте платки — они точно понадобятся.
«Белый Бим Чёрное ухо» превратил в рыдающую массу целую страну
Советские фильмы с самыми трагичными концовками: топ-10 картин. Фото © Кадр из фильма «», режиссёр Станислав Ростоцкий, сценаристы Станислав Ростоцкий, Гавриил Троепольский / Kinopoisk
Фильм Станислава Ростоцкого 1976 года — это два с половиной часа чистой эмоциональной пытки. Английский сеттер Бим попадает к писателю Ивану Ивановичу, который дарит псу дом и любовь
Фильм «А зори здесь тихие» заставляет рыдать уже с первых минут
Фильмы СССР, которые заставят плакать: подборка с печальными финалами. Кадр из фильма «», режиссёр Станислав Ростоцкий, сценаристы Станислав Ростоцкий, Борис Васильев / Kinopoisk
Картина Станислава Ростоцкого 1972 года получила звание лучшего фильма года не просто так. Пять девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова вступают в неравный бой с немецкими диверсантами. Каждая из героинь — Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак — мечтает о мирной жизни, о любви, о будущем. Но война не оставляет им шанса. Они гибнут одна за другой, и каждая смерть разрывает сердце на части. Лиза тонет в болоте, Женя отвлекает врагов на себя и погибает от пуль, Соня умирает от ножевого ранения, не успев даже закричать. Борис Васильев создал повесть о том, что война убивает не только тела, но и мечты. Финальная сцена, где Васков стоит у могил своих девчонок, превращает любого зрителя в слёзы. Мы понимаем: эти юные красавицы никогда не выйдут замуж, не родят детей, не станут счастливыми. Война украла у них всё.
«Судьба человека» ломает через колено любые представления о стойкости
Душераздирающие концовки советского кино: 10 легендарных картин. Фото © Кадр из фильма «», режиссёр Сергей Бондарчук, сценаристы Юрий Лукин, Фёдор Шахмагонов, Михаил Шолохов / Kinopoisk
Сергей Бондарчук снял в 1959 году фильм, который стал эталоном военной драмы. Алексей Соколов проходит через весь ад Великой Отечественной: фронт, плен, концлагерь, побег. Война отбирает у него жену и дочерей, убитых во время бомбёжки, а сын погибает в последний день войны. Казалось бы, человек должен сломаться под таким грузом горя. Но Соколов встречает маленького беспризорника Ваню и становится для него отцом. Эта сцена, где измученный войной мужчина и осиротевший мальчик обретают друг друга, пробивает на слёзы даже самых чёрствых. Бондарчук играет так, что видишь всю боль мира в глазах одного человека. Фраза про невыплаканные слёзы, засохшие на сердце, стала крылатой не просто так. Фильм показывает: война калечит не только тела, но и души, оставляя раны, которые не заживут никогда.
«Баллада о солдате» доказывает, что короткая встреча может разбить сердце навсегда
Самые грустные советские фильмы: какие картины довели до слёз миллионы. Фото © Кадр из фильма «», режиссёр Григорий Чухрай, сценаристы Григорий Чухрай, Валентин Ежов / Kinopoisk
Григорий Чухрай снял в 1959 году историю простого солдата Алёши Скворцова, который совершает подвиг и просит вместо награды отпуск, чтобы увидеть мать. Вся картина — это путь домой, полный встреч с разными людьми, и короткая любовь с девушкой Шурой. Алёша добирается до родной деревни, видит мать всего несколько минут и уезжает обратно на фронт. А зритель с самого начала знает: Алёша не вернётся домой живым. Эта обречённость пронизывает каждый кадр. Мы смотрим на юного парня, который мечтает починить крышу в материнском доме, и понимаем — он этого не сделает. Финальная сцена прощания с матерью длится считаные секунды, но выжимает все слёзы. Фильм получил признание во всём мире именно за эту пронзительную честность: война не щадит никого, даже самых светлых и добрых.
«Летят журавли» остаётся единственной советской картиной с главной наградой Канн
Трагические финалы в советском кино: фильмы, которые ломают сердце. Фото © Кадр из фильма «», режиссёр Михаил Калатозов, сценарист Виктор Розов / Kinopoisk
Михаил Калатозов снял в 1957 году шедевр, который покорил весь мир. Борис и Вероника любят друг друга, но война разлучает их навсегда. Борис погибает на фронте, а Вероника, не зная об этом, продолжает ждать. Под давлением обстоятельств она выходит замуж за Марка, двоюродного брата Бориса, который увильнул от фронта. Вся картина пропитана болью несбывшихся надежд и растоптанной любви. Вероника ненавидит своего мужа, но продолжает верить, что Борис вернётся. Финал, где она узнаёт правду о гибели любимого и раздаёт цветы вернувшимся с войны солдатам, раздирает душу. Татьяна Самойлова играет так, что чувствуешь каждую секунду её боли. Журавли в фильме становятся символом улетевших душ, которые больше никогда не вернутся на землю.
«Холодное лето пятьдесят третьего» показывает, что настоящие герои редко доживают до счастливого конца
Советские фильмы с печальным концом: что посмотреть любителям драм. Фото © Кадр из фильма «», режиссёр Александр Прошкин, сценарист Эдгар Дубровский / Kinopoisk
Александр Прошкин снял в 1987 году драму, которая получила Государственную премию СССР и стала последней ролью Анатолия Папанова в кино. После смерти Сталина и амнистии 1953 года по деревням Дальнего Севера, куда ссылали политических заключённых, начинают бродить банды особо опасных преступников. В крохотной деревушке живут два ссыльных — бывший фронтовик Сергей Басаргин по кличке Лузга и обвинённый в шпионаже Николай Павлович Старобогатов. Когда банда из шести отморозков захватывает деревню и убивает местного милиционера, двое ссыльных становятся единственной надеждой на спасение. Они вступают в неравный бой с бандитами, защищая мирных жителей. Финал картины безжалостен: герои побеждают, но платят за это страшную цену. Фильм доказывает горькую истину — справедливость часто торжествует только ценой жизней тех, кто за неё борется. Эта история про то, что даже люди с клеймом врагов народа способны на настоящий подвиг, но общество не спешит признавать их героями.
«Вам и не снилось» превращает историю школьной любви в трагедию шекспировского масштаба
Кино СССР с самыми сильными финалами: десять незабываемых картин. Фото © Кадр из фильма «», режиссёр Илья Фрэз, сценаристы Илья Фрэз, Галина Щербакова / Kinopoisk
Илья Фрэз снял в 1980 году фильм по повести Галины Щербаковой, который посмотрели 25 миллионов зрителей. Рома и Катя любят друг друга той первой, чистой любовью, которая бывает только в юности. Но их матери, сами несчастные в личной жизни, решают разлучить детей «для их же блага». Взрослые не понимают или не хотят понять, что ломают жизни подростков. Попытки разъединить влюблённых приводят к трагедии: Катя попадает под машину. Финал оставляет зрителя в полном отчаянии. Татьяна Аксюта и Никита Михайловский играют так искренне, что веришь каждому их слову. Эта история про то, как взрослые разрушают чистые чувства своими страхами и комплексами. Советские Ромео и Джульетта доказывают: первая любовь может стать последней не потому, что забылась, а потому, что убита чужими руками.
«С любимыми не расставайтесь» начинается в суде и заканчивается слезами
Фильмы, которые заставят плакать: лучшие драмы советского кинематографа. Фото © Кадр из фильма «», режиссер Павел Арсёнов, сценарист Александр Володин / Kinopoisk
Павел Арсёнов снял в 1979 году мелодраму, которая стала культовой. Митя и Таня — красивая молодая пара в исполнении Александра Абдулова и Ирины Алферовой — разводятся из-за глупости и гордыни. Фильм начинается сценами развода нескольких пар, где каждая история — это маленькая трагедия. Но главные герои особенно больно ранят друг друга, не умея перешагнуть через обиды. Весь фильм мы наблюдаем, как два человека, которые продолжают любить, делают всё, чтобы причинить боль друг другу. Финал картины настолько пронзителен, что мы не станем раскрывать его полностью, просто скажем, что без слёз его не пережить. Фраза «Митя, я скучаю по тебе!» стала символом всех разрушенных отношений, где любовь осталась, а счастья уже нет.
«Калина красная» стала последней работой Василия Шукшина и его завещанием
Грустные советские фильмы: подборка картин с трагическими концовками. Фото © Кадр из фильма «Калина красная», режиссёр Василий Шукшин, сценарист Василий Шукшин / Kinopoisk
Сам Шукшин снял в 1974 году фильм и сыграл главную роль — вора-рецидивиста Егора Прокудина по кличке Горе. Выйдя из колонии, Егор приезжает в деревню к Любе, с которой переписывался. Он хочет начать новую жизнь, порвать с криминальным прошлым. Деревенская жизнь меняет его: он находит работу, друзей, любовь. Кажется, что у Егора появился шанс на счастье. Но бывшие дружки не могут смириться с тем, что он ушёл из преступного мира. Финал фильма жесток и неизбежен одновременно. Шукшин показывает: прошлое не отпускает просто так, оно настигает и убивает. Картина вышла на экраны за несколько месяцев до смерти самого Василия Макаровича, что делает её ещё более пронзительной. Мы смотрим на Егора и понимаем: некоторым людям не дано искупить ошибки, потому что общество не готово их простить.
«Иди и смотри» превращает подростка в старика за два дня и ломает психику зрителю навсегда
Самые пронзительные финалы советского кино: десять шедевров драмы. Фото © Кадр из фильма «», режиссёр Элем Климов, сценаристы Алесь Адамович, Элем Климов / Kinopoisk
Элем Климов снял в 1985 году фильм, который до сих пор считается самой страшной военной картиной в истории кино. Белорусский мальчик Флёра уходит в партизаны, полный романтических представлений о войне. За два дня он проходит через такой ад, что седеет и превращается в старика. Он становится свидетелем сожжения деревни вместе с жителями, видит горы трупов, теряет друзей и любимую девушку. Климов не щадит ни героев, ни зрителей — он показывает войну без прикрас, во всей её чудовищной жестокости. Финал картины не оставляет надежды на то, что герой когда-нибудь сможет жить нормально. Флёра навсегда сломлен увиденным, его детство сожжено вместе с той деревней. Актёр Алексей Кравченко играет так, что его глаза становятся зеркалом всех ужасов войны. Этот фильм невозможно пересматривать — один раз увиденное остаётся в памяти навсегда.
Советское кино не боялось правды. Наши режиссёры понимали: настоящее искусство должно ранить, заставлять думать и чувствовать. Эти десять фильмов доказывают, что хороший финал не обязательно должен быть счастливым. Иногда слёзы в конце картины — это знак того, что создатели попали прямо в сердце. Пересмотрите эти шедевры и убедитесь, что время не стёрло их силу. А ещё
Комментарии