15 культовых саундтреков из советских фильмов: От этой музыки невозможно сдержать слёз

Общество

39 Просмотры Откликов

Советское кино подарило нам не просто фильмы — оно создало целую вселенную мелодий, которые живут своей жизнью. Мы насвистываем их под душем, они всплывают в памяти в самые неожиданные моменты, а некоторые композиции способны пробить до слёз даже самого стойкого зрителя. Мы собрали 10 картин, где музыка стала полноправным героем — иногда даже главнее актёров и сюжета. Готовьтесь к ностальгии: эти саундтреки звучат так, будто их написали вчера.

«Москва слезам не верит» превратила романс в народное достояние

Музыка из фильма «Москва слезам не верит»: история песни «Нежность». Фото © «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, сценарист Валентин Черных / Kinopoisk

Музыка из фильма «Москва слезам не верит»: история песни «Нежность». Фото © «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, сценарист Валентин Черных / Kinopoisk

Сергей Никитин и Дмитрий Сухарев создали для этого фильма композицию «Александра», которая стала гимном целого поколения. Режиссёр Владимир Меньшов искал музыку долго и мучительно, отвергая одного композитора за другим

Когда наконец вышел на Никитина, тому пришлось написать шесть вариантов мелодии, прежде чем режиссёр утвердил финальную версию. Со стихами тоже были проблемы: Сухарев написал припев и несколько куплетов, но их оказалось недостаточно. Пришлось искать дополнительные строки у Юрия Визбора. Песня «Александра, Александра, этот город наш с тобою» зазвучала из уст самих Никитиных в сцене пикника, организованного Гошей. Мелодия проходит через весь фильм красной нитью, связывая разные временные периоды жизни героинь. Когда звучат строки «Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась», даже самые циничные зрители чувствуют комок в горле. Картина получила премию «Оскар», а песня стала народным достоянием, которое знают все, кто хоть раз слышал о Москве.

«Служебный роман» доказал, что офисные будни могут звучать как симфония

Саундтрек к «Служебному роману»: как Андрей Петров создал культовую музыку. Фото © «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов, сценарист Эмиль Брагинский / Kinopoisk

Саундтрек к «Служебному роману»: как Андрей Петров создал культовую музыку. Фото © «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов, сценарист Эмиль Брагинский / Kinopoisk

Андрей Петров написал саундтрек, который стал отдельным произведением искусства. Главная тема фильма — та самая мелодия, под которую Людмила Прокофьевна Калугина идёт по коридору учреждения, — превратилась в музыкальный символ эпохи. Композитор использовал джазовые мотивы, добавил лёгкую грусть и щепотку иронии, создав звуковой портрет советской действительности. Песня «У природы нет плохой погоды» в исполнении Алисы Фрейндлих стала философским гимном принятия жизни такой, какая она есть. Интересно, что изначально Эльдар Рязанов хотел использовать совершенно другую музыку, но Петров настоял на своём видении. Режиссёр согласился — и не прогадал. Сегодня невозможно представить фильм без этих мелодий, они буквально срослись с образами героев.

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» превратила новогоднюю комедию в мюзикл поневоле

Песни из «Иронии судьбы»: как Таривердиев превратил комедию в мюзикл. Фото © «Ирония судьбы, или С лёгким паром», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов / Kinopoisk

Песни из «Иронии судьбы»: как Таривердиев превратил комедию в мюзикл. Фото © «Ирония судьбы, или С лёгким паром», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов / Kinopoisk

Микаэл Таривердиев написал мелодии, без которых уже невозможно представить новогодний вечер в любой русскоязычной семье. «Если у вас нету дома», «Мне нравится», «Со мною вот что происходит» — эти песни стали частью культурного кода. Композитор работал с текстами Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, создавая музыкальную ткань фильма из поэзии Серебряного века и современности. Удивительно, но Рязанов изначально не планировал делать картину настолько музыкальной. Песни появлялись постепенно, в процессе монтажа, когда стало понятно, что без них фильм теряет половину обаяния. Голоса Аллы Пугачёвой, Сергея Никитина и других исполнителей превратили романтическую комедию в произведение, где музыка говорит больше, чем диалоги. Каждый раз, когда звучит «Никого не будет в доме», миллионы зрителей замирают, вспоминая свои новогодние истории любви.

«Романс о влюблённых» подарил советскому кино космическую музыку земных чувств

Авангардная музыка к фильму «Романс о влюблённых». Фото © «Романс о влюблённых», режиссёр Андрей Кончаловский, сценарист Евгений Григорьев / Kinopoisk

Авангардная музыка к фильму «Романс о влюблённых». Фото © «Романс о влюблённых», режиссёр Андрей Кончаловский, сценарист Евгений Григорьев / Kinopoisk

Александр Градский написал саундтрек, который звучал совершенно не по-советски. Композитор использовал роковые ритмы, электронные инструменты и современную аранжировку, превратив драму режиссёра Андрея Кончаловского в музыкальный фильм. Градский сам исполнил все мужские вокальные партии, создав удивительную атмосферу, где музыка важнее слов. Фильм получился экспериментальным и непривычным для зрителей 1974 года. Музыка Градского превратила историю о разлуке влюблённых в пронзительную музыкальную поэму. Саундтрек вышел отдельной пластинкой и стал культовым среди молодёжи того времени, доказав, что советское кино способно создавать современную музыку мирового уровня.

«Семнадцать мгновений весны» — саундтрек, достойный шпионского триллера мирового уровня

«Мгновения» из «Семнадцати мгновений весны»: символ памяти о войне. Фото © «Семнадцать мгновений весны», режиссёр Татьяна Лиознова, сценарист Юлиан Семёнов / Кинопоиск

«Мгновения» из «Семнадцати мгновений весны»: символ памяти о войне. Фото © «Семнадцать мгновений весны», режиссёр Татьяна Лиознова, сценарист Юлиан Семёнов / Кинопоиск

Микаэл Таривердиев во второй раз в нашем списке, на этот раз — с музыкой, которая стала символом целой эпохи. Главная тема сериала звучит так узнаваемо, что достаточно нескольких нот — и в памяти всплывают кадры заснеженного Берлина и лицо Вячеслава Тихонова. Композитор использовал минималистичный подход: простая, почти аскетичная мелодия, но невероятно ёмкая эмоционально. Таривердиев отказался от помпезности и героического пафоса, вместо этого создав музыку одиночества и тоски по родине. Песня «Мгновения» в исполнении Иосифа Кобзона стала гимном памяти о войне, о цене победы и о тех, кто остался в тени. Интересно, что режиссёр Татьяна Лиознова изначально хотела более традиционную военную музыку, но Таривердиев настоял на своём камерном видении. История показала его правоту: саундтрек живёт десятилетия, не теряя актуальности.

«Обыкновенное чудо» превратило сказку в музыкальную философию

Геннадий Гладков и музыка к сказке «Обыкновенное чудо». Фото © «Обыкновенное чудо», режиссёры Марк Захаров, сценаристы Марк Захаров, Евгений Шварц / Kinopoisk

Геннадий Гладков и музыка к сказке «Обыкновенное чудо». Фото © «Обыкновенное чудо», режиссёры Марк Захаров, сценаристы Марк Захаров, Евгений Шварц / Kinopoisk

Геннадий Гладков написал музыку, которая балансирует между детской непосредственностью и взрослой мудростью. Композитор работал с текстами Юлия Кима, и вместе они создали удивительный синтез иронии и лиризма для фильма Марка Захарова. Музыка в картине звучит почти непрерывно, превращая сказку в своеобразный мюзикл для семейного просмотра. Каждый герой появляется на экране под свою музыкальную тему, а некоторые эпизоды снимались под заранее записанную фонограмму. Андрей Миронов исполнял песни, в том числе знаменитую «Бабочку», сам, а за Екатерину Васильеву пела молодая Лариса Долина. После выхода фильма Гладков переделал свою музыку в мюзикл, который потом поставили во многих театрах. «Прощальная песня» из картины стала одной из самых узнаваемых композиций в творчестве Гладкова.

«Карнавальная ночь» подарила советскому кино джазовую свободу

«Пять минут» из «Карнавальной ночи»: джазовая революция советского кино. Фото © «Карнавальная ночь», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Борис Ласкин, Владимир Поляков / Kinopoisk

«Пять минут» из «Карнавальной ночи»: джазовая революция советского кино. Фото © «Карнавальная ночь», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Борис Ласкин, Владимир Поляков / Kinopoisk

Анатолий Лепин написал музыку, которая стала символом оттепели и надежд на перемены. «Пять минут», «Песенка о хорошем настроении» — эти песни взорвали консервативную атмосферу 1950-х годов своей лёгкостью и жизнерадостностью. Лепин использовал джазовые гармонии и ритмы, что для советского кино того времени было настоящим прорывом. Людмила Гурченко исполнила композиции так обаятельно, что мгновенно стала звездой. Музыка в фильме не просто развлекает — она становится манифестом молодого поколения, требующего права на радость и веселье. Изначально цензура придиралась к «слишком западному» звучанию, но публика приняла фильм с таким восторгом, что все претензии отпали. Фильм стал лидером проката 1956 года.

«Жестокий романс» превратил классический сюжет в музыкальную драму

Андрей Петров и романсы из фильма «Жестокий романс». Фото © «Жестокий романс», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Александр Островский / Kinopoisk

Андрей Петров и романсы из фильма «Жестокий романс». Фото © «Жестокий романс», режиссёр Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Александр Островский / Kinopoisk

Андрей Петров создал саундтрек, который стал таким же персонажем картины, как и герои Островского. Романсы XIX века, переработанные композитором, зазвучали удивительно современно и психологично. «Мохнатый шмель», «А напоследок я скажу», «Окрасился месяц багрянцем» — эти композиции проникают в самое сердце, заставляя переживать драму Ларисы Огудаловой как собственную. Композитор Петров мастерски использовал контраст между томными романсами и резкими, почти агрессивными оркестровыми темами, отражая раздвоенность главной героини между мечтой и реальностью. Инструментальные темы в фильме звучат как немые крики о помощи, как предчувствие трагедии. Никита Михалков настоял на том, чтобы музыка занимала в картине центральное место, и этот выбор оказался абсолютно верным.

«Человек-амфибия» создал саундтрек мечты о свободе

Музыка Андрея Петрова к фильму «Человек-амфибия»: саундтрек мечты о свободе. Фото © «Человек-амфибия» (1961), режиссёры Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский, сценаристы Акиба Гольбурт, Алексей Каплер и др. / Kinopoisk

Музыка Андрея Петрова к фильму «Человек-амфибия»: саундтрек мечты о свободе. Фото © «Человек-амфибия» (1961), режиссёры Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский, сценаристы Акиба Гольбурт, Алексей Каплер и др. / Kinopoisk

Андрей Петров не в первый раз попадает в наш список — на этот раз с музыкой к фантастической мелодраме. Композитор написал темы, которые передают ощущение невесомости и полёта, свободы и одиночества главного героя. Главная мелодия звучит одновременно волшебно и печально, отражая трагедию Ихтиандра — человека, который может дышать под водой, но не может жить среди людей. Петров использовал необычные для того времени инструментальные решения, создавая ощущение подводного мира. Песня «Эй, моряк» стала отдельным хитом, хотя в фильме звучит совсем недолго. Музыка в картине работает на создание романтической, почти сказочной атмосферы, которая контрастирует с жёсткой реальностью сюжета.

«Асса» взорвала советское кино рок-музыкой

Виктор Цой и рок-музыка из фильма «Асса»: гимн перестройки. Фото © «Асса», режиссёр Сергей Соловьёв, сценаристы Сергей Ливнев, Сергей Соловьёв, Натан Эйдельман / Kinopoisk

Виктор Цой и рок-музыка из фильма «Асса»: гимн перестройки. Фото © «Асса», режиссёр Сергей Соловьёв, сценаристы Сергей Ливнев, Сергей Соловьёв, Натан Эйдельман / Kinopoisk

Виктор Цой, группы «Кино», «Аквариум», «Алиса» и другие музыканты андеграунда создали саундтрек, который стал манифестом молодого поколения конца 1980-х. Сергей Соловьёв собрал в одном фильме всё, что звучало в подвалах и на квартирниках, вынеся это на большой экран. «Перемен требуют наши сердца» Виктора Цоя стала гимном перестройки — песней, которую скандировали на митингах и демонстрациях. Музыка в фильме не фоновая — она главная, она диктует ритм и настроение. Соловьёв снял не просто кино, а музыкальный портрет эпохи, когда старый мир рушился, а новый ещё не родился. Рок-композиции в «Ассе» звучат как крик души поколения, которому надоело притворяться и врать. Фильм доказал, что советское кино способно говорить языком современной молодёжи, не подстраиваясь под цензурные рамки и идеологические клише.

Советское кино оставило нам невероятное музыкальное наследие. Эти мелодии переживут любые политические системы и технологические революции, потому что говорят о вечном: о любви, одиночестве, поиске смысла и мечте о лучшей жизни. Композиторы той эпохи создавали не просто саундтреки к фильмам — они писали музыкальную историю страны, которая продолжает звучать в наших сердцах. Включите любую из этих мелодий, закройте глаза — и вы снова окажетесь там, в том времени, когда кино было магией, а музыка могла изменить мир. А ещё Life.ru показывал, как почти через 50 лет после съёмок выглядят герои фильма «Собака на сене».

BannerImage

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии