— Со школьной скамьи показывал свой талант, – вспоминает Эмилия Борблик, дочь классного руководителя Абдулова. — Когда моя мама Светлана Андреевна пришла работать в школу, то ей сразу же дали руководить классом. Я участвовала с ребятами во всех мероприятиях. Александр учился он не очень хорошо, зато активно проявлял свои организаторские и актерские способности
Ребята в 10-м классе готовили новогодний вечер. Когда все собрались и стали праздновать, в зал вошли три девушки в образах словно из XIX века. Было все очень правдоподобно: локоны, кринолин, обувь. Они стали разыгрывать сценку. Все опешили от неожиданности. Когда стали приглядываться к девушкам, кто-то закричал: «Это же Сашка!» Оказывается, Абдулов попросил своего отца (Гавриил Данилович работал режиссером в Ферганском театре, а мать Людмила Александровна – гримером. – Прим. «Антенны»), чтобы он помог с гримом и костюмами. Александр никогда не забывал родную школу. В 2001 году наведывался в Фергану, заходил к учителям. Мы с ним тоже поддерживали связь.
Первая любовь его предала
– В 1971 году я познакомился с Сашей при поступлении в ГИТИС (после окончания школы Абдулов пытался поступить в театральное училище имени Щепкина. Не получилось. Через год успешно прошел все экзамены в ГИТИС. – Прим. «Антенны»), – делится однокурсник актера, журналист и телеведущий Александр Мягченков. – Я случайно проходил мимо института и увидел высокого красивого парня, который находился в центре внимания. Он стоял в красной рубахе в крупный горошек и с гитарой в руках. Что-то пел. Я заслушался, остановился. Он подошел ко мне, спросил: «Как тебя зовут?» Я ответил: «Александр», он обрадовался: «О, меня тоже!» Вот так и познакомились, сдружились. Мы успешно поступили на курс режиссера и народного артиста СССР Иосифа Раевского. Саша выделялся. Был ярким, интересным. Пел, танцевал, занимался фехтованием. Он же родился в театральной семье. Главное, в Саше была невероятная энергетика, он обладал магнетизмом. Все хотели с ним общаться.
Учился неважно, потому что уже со второго курса начал сниматься. Нам в то время не разрешали это делать, говорили: «Вначале научитесь чему-то, а то вас используют, заштампуют, и будете недоучками». Саша только начинал свой творческий путь и был настоящим: играл, тратил себя, влюблялся. Его первую любовь звали Таней, она работала в роддоме акушеркой. Он постоянно бегал к ней. Однажды Абдулов узнал, что девушка ему изменила. Это стало для него ударом. Он даже закрылся в комнате общежития. Мы, его друзья, забеспокоились, что он так долго не выходил на связь. Когда вскрыли дверь, то увидели Сашу, который сидел с перерезанными венами и тазом с водой, которая была уже багровой от крови. Хотел умереть из-за ревности. Мы сейчас активно ищем Таню. Говорят, что у нее есть сын от Абдулова. Ему, наверное, уже за 40 лет.
Саша часто прогуливал учебу. Нас тогда заставляли приносить справки о болезни. Потом в деканат вызвали старосту курса: «Почему у Абдулова на больничном бюллетене печать роддома?» Оказалось, что Таня и делала ему справки.
Саше больше всего были важны профильные направления – актерское мастерство, вокал, фехтование. Гуманитарные предметы его не особо интересовали. Например, он три раза сдавал историю КПСС. На экзамене педагог его спрашивал: «В каком году был второй съезд РСДРП?» (Российская социал-демократическая партия (большевиков). – Прим. «Антенны»). Он не знал. И так было три раза. Не думал, что его это будут снова спрашивать, и готовил другой материал. Чтобы его не отчислили, он все-таки выучил предмет. Зарубежная литература ему тоже не просто давалась. Помню, мы проходили произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Когда педагог на зачете спросил у Саши, что читал, то Абдулов замялся. Мы написали ему шпаргалку, он посмотрел в нее одним глазом и ответил: «Чичегруа и Чинчигруэль». И таких случаев было очень много.
Второй этап жизни Саши начался тогда, когда его Марк Захаров пригласил в «Ленком» и стал снимать в кино. Абдулов становился звездой. Некоторое время после окончания института мы не виделись. Судьба свела нас на кинофестивале в Тверской области, куда я приехал его снимать для своей передачи «Киносерпантин». Там я увидел совершенно другого Сашу. Он купался в народной любви, был невероятно ироничным. Но выглядел уже неважно.
Третий период жизни Абдулова – когда ему сообщили, что он болен. В Израиле, куда он ездил на обследование, ему сказали, что есть проблемы с легкими. Но он продолжал курить. Даже когда умирал, все равно курил. Он был не из тех людей, которые себя берегли. Когда я смотрел любительские видеозаписи, то заметил, насколько он был спокойным, мудрым и очень глубоким человеком. В последнее время он пришел к такому жизненно-философскому выводу: «Любите друг друга и берегите». Его красивое породистое лицо было измождено болезнью. Саша ушел и не сумел себя до конца реализовать.
«Только сейчас понял, что здоровье – самое важное»
В августе 2007 года Александр Абдулов попал в больницу с диагнозом «прободная язва желудка» и перенес операцию. Внезапно актеру стало хуже: начались серьезные проблемы с сердцем, и он был переведен в реанимацию. А спустя месяц Абдулову был диагностирован рак легкого в четвертой стадии – неизлечимой и неоперабельной.
– Видела Александра, когда он был болен, – рассказывает кинокритик Людмила Бахтина. – Было понятно, что человек уже находится на грани. Да и, наверное, он сам все осознавал, поэтому старался жить на полную катушку. Отчаянно снимался в кино, играл в театре. Но организм не выдерживал такого издевательства, давал сбой. Абдулова привезли в севастопольскую больницу прямо со съемок «Гиперболоида инженера Гарина». Он мечтал об этой картине больше 10 лет. Хотел всех поразить спецэффектами, снять суперблокбастер. Мог работать сутками. Друзья говорили ему, мол, так нельзя, ты себя сжигаешь, а он только отнекивался: «Если сейчас не сниму, то уже не сниму никогда». Потом невыспавшийся ехал на репетиции. Его страшно мучили боли в спине. Очень мало ел, стал терять в весе. Говорил, что нет аппетита. Видимо, язва давала о себе знать.
Последней киноработой Александра Абдулова стал фильм Владимира Фокина «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны».
– У его героя – художника Алика редкое заболевание, когда атрофируются мышцы и человек превращается в скелет, – продолжает Бахтина. – В картине показаны последние три дня его жизни. Александр все время говорил, что о такой актерской халяве можно только мечтать. Ведь ему практически ничего не надо было делать. Так же мучительно, как и его персонаж, уходил и сам Абдулов. Уже в последние дни ему не помогали никакие лекарства. Актер, понимая, что уже ничего не вернуть, говорил: «Только сейчас понял, что здоровье – самое важное». Жаль, что люди очень поздно приходят к простым истинам… Александра не стало 3 января 2008 года на 55-м году жизни. Таких, как он, больше нет и не будет.
Взял инициативу в свои руки
Три года актер прожил в гражданском браке с балериной и танцовщицей Татьяной Лейбель. После расставания с ней он познакомился с одной из самых красивых актрис отечественного кино – Ириной Алферовой. После свадьбы пара обвенчалась, прожили вместе 17 лет. Последней официальной супругой Абдулова стала юрист Юлия, которая подарила супругу дочку Евгению (в этом году ей исполнилось 11 лет).
– Мы с Сашей познакомились в гостях, – рассказывает Татьяна Лейбель, первая гражданская жена Абдулова, сейчас она живет в Канаде. – Однажды приятель пригласил меня к своим друзьям: «Почему ты все время одна? Никуда не ходишь, тебя никто не видит. Пойдем потанцуем. Тебе понравится». В квартире увидела Сашу и Жору Мартиросяна. Они оба начали за мной ухаживать. И Саша понял, что надо как-то менять ситуацию. Взял инициативу в свои руки, чтобы меня поразить. Зажег свечи и начал петь романс под гитару. Помню, как проникновенно на меня смотрел. Потом сказал: «Может, ты не будешь уходить?» Мы проговорили всю ночь, обменялись телефонами. Так началась наша история.
Уже в 70-х годах я была знаменитой танцовщицей, а Саша еще начинал свой путь в мир кинематографа. У нас были трепетные и красивые отношения. Знаете, он мог внезапно приехать ко мне на гастроли и привезти фрукты, цветы. Расстояние не являлось для нас помехой. Саше вообще были все моря по колено. Когда мы поехали в отпуск в Одессу, он носил меня на руках по городу. Умел моментально заглаживать обиды. Был невероятно добрым, эмоциональным и хотел, чтобы я всегда говорила правду. Все выслушивал, никогда не обижался на критику. Несмотря на то что наша пара распалась, мы на протяжении всей жизни поддерживали теплые отношения. Ему всегда было важно услышать мое мнение. Спасибо, что был в моей жизни. Наверное, такое бывает лишь раз. Ведь больше ничего подобного у меня не было.
Не успел увидеть, как его дочь взрослеет
– Каждая роль забирала кусочек здоровья у Саши, – рассказывает друг Абдулова, юрист Михаил Цивин. – Многое он воспринимал близко к сердцу и легкомысленно относился к себе. Довел уже до крайности. При жизни он активно помогал строить церковь Рождества Богородицы в Путинках. Стал, скажем так, обращаться к высшим силам. Ведь когда у людей надежда умирает, они обращаются к Богу за помощью и очень на это рассчитывают. Помощь церкви стала для него что-то вроде исповеди и замаливания грехов. Он хотел оставить о себе память. До последнего момента думал, что болезнь отступит. Хотел многое успеть, но сил уже было очень мало. Думал о том, чтобы быстрее доснять фильм «Бременские музыканты и Ко», над которым беспрестанно трудился.
Он был компанейским человеком. Помню, мы собирались в бане нашей мужской компанией, могли обсуждать девушек, новый джинсовый костюм. Абдулов любил друзей, и друзья его любили. Мы виделись с ним за полгода до смерти на кинофестивале. Обнялись, он показал фото дочки Женечки, но, к сожалению, не успел увидеть, как она взрослеет. Сейчас она уже пробует себя в кино (в прошлом году девочка дебютировала в фильме Аллы Суриковой «Любовь и сакс». – Прим. «Антенны). Уверен, что у нее все получится!
Я благодарен всем за памятник, который поставили Саше на Ваганьковском кладбище. Кому-то он нравится, кто-то говорит, что он слишком современный. Думаю, что для такого большого и непредсказуемого артиста, как Абдулов, он очень подходит. Каждый год 29 мая мы собираемся на его могилке, приносим цветы, поминаем любимого друга. Так же будет и в этот раз.
Комментарии