Совсем недавно мы рассказывали историю Китона Джонса, которого
до такой степени затравили в школе, что он даже в столовую боялся
ходить. Мальчику запихивали за шиворот бекон, обливали его молоком,
бросались хлебом. И это не считая обзывательств. Китону, можно
сказать, повезло: на ролик, в котором паренек эмоционально
рассказывает, что не понимает, почему люди такие злые,
отреагировали знаменитости и
В наших школах подобных инцидентов тоже хватает: форумы и социальные сети переполнены историями возмущенных и расстроенных родителей, которые столкнулись с ситуацией, в которой сами мало чем могут помочь. Не бежать же и правда самим в школу или садик, чтобы наказать обидчика. Порой миротворческие разговоры с учителем, воспитателем, самим задирой или с его родителями ничего не дают, а только усугубляют ситуацию. Так неужели пора начинать учить детей самообороне раньше, чем азбуке?
Недавно в одном из анонимных сообществ, где пользователи делятся своими историями, появился вот такой сюжет от обеспокоенного отца:
«Однажды дочка пришла из школы и рассказала, что утром к ней приставал третьеклассник – кидался ее портфелем и обзывался
Хулиган безнаказанно продолжал терроризировать детей. Когда не удалось решить вопрос по-взрослому, мужчина научил дочку защищаться и остался доволен результатом. Родительская гордость так и сквозила в подробном описании фонтана крови, хлынувшего стараниями его чада из носа задиры… Автор рассказал, что после такого отпора наводить разборки примчались уже родители парня. Но пострадавшие в один голос заявили, что тот сам виноват. Больше такие истории не повторялись. А отец в итоге признался, что поступком своим не гордится, но и не жалеет о содеянном.
Кому-то история показалась поучительной, кому-то жестокой. Мама четверых детей из Ростова-на-Дону Ольга Сидорова-Шерстобитова не раз сталкивалась с подобными ситуациями. При этом метод «стенка на стенку» не одобряет, так как уверена, что всегда можно договориться и понять, почему возникла та или иная ситуация:
«В детский сад я часто ходила. А вот в школе вмешиваться в отношения детей старалась меньше. Одна из дочерей, четвероклассница, недавно попала в интересную ситуацию. Подруга почему-то укусила ее в плечо, да так сильно, что она ударилась в крик. Так и ревели они вдвоем, одна от боли, другая от обиды. И все же с девочками легче. Им проще объяснить, почему стоит больше делать акцент на слова, чем на поступки. Кстати, наш папа все время настаивает на том, что нужно уметь давать сдачи, и переубедить его непросто».
Это, как оказалось, достаточно распространенная ситуация – в большинстве таких историй фигурируют именно отцы. Мужчины ведь сами по себе народ горячий, им куда более свойственно выяснение отношений кулаками. Как утверждает педагог-психолог Виктория Архипова, это обусловлено гендерными различиями. При этом такая поведенческая схема распространяется в первую очередь на полные семьи с двумя родителями.
«На вопрос, нужно ли учить ребенка давать сдачи, нельзя ответить однозначно, – считает Виктория. — Давайте рассмотрим проблему со стороны выражения агрессии. Пойдем от дошкольников. Дети в 2−4 года активно социализируются, что приводит к стычкам. Помните – каждый конфликт индивидуален, их ни в коем случае не стоит объединять в те или иные категории. Наоборот, нужно всегда разбираться в причинах, смотреть на ситуацию с нескольких сторон. Так как дети не знают многих моральных аспектов, то объяснять ребенку, что это хорошо или плохо, бесполезно, он своими маленькими кулачками отстаивает право нахождения в данном коллективе. Задача взрослых – урегулировать эти конфликты».
Что касается школьников, то здесь и мальчиков, и девочек важно научить нескольким простым принципам: уважай себя и свое тело; если можно избежать конфликта, лучше сделай это; если нет такой возможности, то можно дать сдачи, но так, чтобы не нанести серьезную травму обидчику.
Последний пункт психолог включает в список неспроста. Важно помнить, что дети не обладают идеальным самоконтролем, не знают последствий, к которым может привести удар. Кроме того, важно донести до ребенка это все доступным способом, чтобы противостояние с обидчиком не переросло в открытую агрессию, направленную против более слабых ребят.
Выходит, в ребенке нужно воспитывать одновременно и личность, и бойца? Но это всегда палка о двух концах: с одной стороны, скромный, чрезмерно воспитанный или попросту зажатый школяр не будет бить своего ровесника, а уж тем более того, кто младше. С другой – в наши дни ни тем, ни другим вряд ли обойтись без навыков хотя бы самообороны – это пригодится им и в совсем юном возрасте, и в старшей школе. Окончательное решение всегда остается за родителями, им специалисты советуют отдавать детей в спортивные секции – это и интересное хобби, и возможность научиться постоять за себя.
Как тут быть, решение за мамой и папой. Впрочем, в любом коллективе есть так называемые трудные дети. И грамотные, ответственные педагоги изначально должны выделять их для себя, находить к ним особый подход и проводить работу не только с ними, но и с родителями. И желательно задолго до того, как их асоциальное поведение нанесет кому-нибудь вред.
А вы как считаете, нужно ли учить детей давать сдачи? Пишите свое мнение в комментариях!
Комментарии