Обман в интернет-магазине действительно неприятное происшествие. Иногда сам интерфейс маркетплейсов настроен так, чтобы вам было труднее заметить технические характеристики товара, и в итоге к вам приходит не совсем то, чего вы ожидали. Иногда описания содержат ложную информацию. Иногда товар вообще не приходит. Всё это является в той или иной степени обманом покупателей, а поэтому порицается законами Российской Федерации. Как вернуть свои деньги с умом, руководствуясь законодательством, если вас обманули, расскажем в этом материале.
Обман в интернет-магазине — каким он может быть?
Обман в интернет-магазине — иногда это не просто обман, а настоящее мошенничество
Обман в интернет-магазинах в 2025 году усложняется и развивается. Двадцать лет назад мы рассчитывались наличными, приобретали товар, посмотрев на него в реальной жизни, — и всё равно некоторых обманывали. Но сейчас, в эпоху маркетплейсов, с товаром может произойти всякое. Его могут не привезти, списав деньги. Вместо вещи с фотографии приходит что-то иное. Вместо нового товара приходит бывший в употреблении. Всё это является обманом. Но будьте начеку: вы можете попасться даже на мошеннические действия. Например, если пришлось переводить деньги физическому лицу — это уже работа для полиции.
Что делать, если обманули в интернет-магазине
Самое главное при обнаружении обмана в интернет-магазине — сохранять спокойствие. Только сжав свою волю в кулак, можно последовать дальнейшим советам, которые нам любезно предоставил юрист и председатель «Комитета по защите прав потребителей» Андрей Эртель. Вот что он сам говорит: «Если вас обманули в интернет‑магазине, действуйте быстро и последовательно». Для юриста обманом является следующее: не доставили товар после предоплаты, прислали подделку или вещь с недостатками, отказали в возврате денег либо вовсе исчезли после оплаты. И вот что с этим делать.
1. Соберите доказательства обмана
При обмане в интернет-магазине зафиксируйте всё на фото и видео, быстро и качественно. И не удаляйте метаданные. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Lysenko Andrii
Андрей Эртель защищает права потребителей не первый год, поэтому советует собирать всю возможную доказательную базу, причём делать это быстро. Вот какую «коллекцию» он предлагает собрать: «Сразу зафиксируйте доказательства: скриншоты карточки товара (описание, цена, условия доставки/возврата, реквизиты продавца), электронный чек, переписку, историю заказа, трек‑номер, фото/видео распаковки, акт пункта выдачи или курьера о расхождениях».
Даже если это сложно, постарайтесь раздобыть все перечисленные нашим экспертом элементы. Фото и видео пригодятся для экспертизы. С документами, скриншотами и актами о расхождениях вы пойдёте в суд. Можно представить себе, что у вас интересный квест в компьютерной игре: чем больше «бумажек» для суда соберёте, тем больше денег в итоге получите.
2. Отправьте контрагенту письменную претензию
Очень важный момент — как только собрали все доказательства, то есть скриншоты, чеки, фото, видео и акты о расхождении, направляйте письменную претензию на адрес контрагента. Сначала его надо определить, нужны название, ИНН, ОГРН и адрес. Эта информация есть в товарном чеке или на сайте, где вы совершали покупку. Юрист предлагает следующее: «Направьте письменную претензию с требованиями и ссылками на закон «О защите прав потребителей» (статьи 18, 22, 23, 23.1, 26.1). Установите срок 10 дней. Отправить можно через личный кабинет, почту или заказным письмом с уведомлением».
2.1. Откройте спор на сайте маркетплейса
Теперь направим претензию «виртуально». Для этого надо будет открыть спор на сайте маркетплейса, где вы покупали товар. Важно делать это одновременно с направлением письменной претензии, чтобы сроки не разошлись. В письме вы даёте продавцу 10 дней на «исправление», логично в ту же дату, что послали письмо, открыть и спор.
2.2. Оспорьте платежи
Тут есть ещё парочка тонкостей: «Если оплата шла через платёжный агрегатор, направьте и ему претензию», — говорит Эртель. То есть пошлите заказное письмо также системе приёма интернет-платежей. Если оплачивали картой, запросите оспаривание платежа. Вы можете сделать это в течение 120 дней с момента банковской транзакции. То есть уложитесь в четыре месяца после дня оплаты.
3. Если это мошенничество, подайте заявление в полицию
Если вместо интернет-магазина вы связались с мошенниками, это работа для полиции. Фото © Shutterstock / FOTODOM fortton
Бывает, что ваша бдительность была чем-то скомпрометирована, например болезнью, и вы перепутали обычный сайт с мошенническим. Не расстраивайтесь, это случается с лучшими из нас. Председатель Комитета по защите прав потребителей перечисляет признаки мошенничества: «Это перевод на карту физлица, отсутствие реквизитов компании, а также сайт‑однодневка».
Далее он советует сделать вот что: «Подайте заявление в полицию и уведомите банк; жалобу можно направить в Роспотребнадзор». Получается, если продавцы оказались настоящими мошенниками, это будет заметно: переводить деньги придётся не юридическому лицу, а такому же пользователю банка, как и вы; реквизитов тоже нигде не будет; сайт может перестать открываться либо сразу после перевода денег, либо через день или неделю. Ясно виден состав преступления по статье 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Подайте иск в суд
Если оказалось, что вы столкнулись не с мошенником, а с нечестным продавцом, полиция не поможет. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Skrypnykov Dmytro
Но что делать, если доказано, что это не мошенник, а просто нечестный продавец, но вопрос всё равно не решается? В этом случае пора обращаться в суд. Андрей Эртель предлагает конкретные действия: «Подайте иск в суд по месту жительства. Требуйте возместить цену товара, неустойку, убытки (доставка, экспертиза, почта), моральный вред и штраф 50% от присуждённого за неудовлетворение требований добровольно», — говорит он. Запомните и предъявите в суде именно эти требования. При обращении в суд по защите прав потребителей вы освобождаетесь от госпошлины.
Обман в интернет-магазине: сколько денег получите, если он подтвердился
Доказанный обман в интернет-магазине позволит вам вернуть деньги за товар и забрать себе бонус до половины его стоимости. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Oleg Elkov
Если доказательств достаточно, продавец долго «тупил» или вовсе отказался с вами взаимодействовать, а экспертизы подтвердили, что товар вам продали плохой, некачественный, то денег вы получите прилично. При дистанционной покупке нормального, качественного товара вы можете в течение семи дней с получения от него отказаться, сохранив товарный вид и отправив обратно за свой счёт. Но вещь с изъяном — это уже совсем другая история. «Если товар с дефектом, вправе требовать ремонт, замену, уменьшение цены или расторжение договора и возврат денег», — говорит Эртель. И продолжает: «Доставка на диагностику и экспертизу — за счёт продавца, возврат денег — в 10 дней, за просрочку начисляется неустойка 1% в день, а за задержку передачи предоплаченного товара — 0,5% суммы предоплаты в день». В итоге вы можете стребовать с продавца всю стоимость товара, неустойку, компенсации всего на свете и даже штраф. Вот как в идеале это должно выглядеть.

Например, вы купили онлайн ноутбук за 60 000 рублей, «новый, запечатанный». При распаковке сняли видео и обнаружили следы эксплуатации. В день получения направили продавцу требование о расторжении и возврате денег со ссылкой на статьи 18 и 22 закона «О защите прав потребителей», дали 10 дней, предупредили о неустойке и штрафе, затем отправили претензию заказным письмом, открыли спор на сайте и запросили чарджбэк. Независимая экспертиза подтвердила, что техника была в употреблении до передачи. В суде вы взыскали 60 000 рублей, неустойку, расходы и компенсацию морального вреда. Плюс штраф 50% — итог превысил цену покупки.
Именно так и должен выглядеть «идеальный» возврат своих денег,
если вас обманули в интернет-магазине. Современная система
маркетплейсов делает такие вещи проще, ведь можно открыть спор на
самом сайте, а потом получить возврат на карту (его ещё называют
«чарджбэк»). Но лучше перестраховаться и выстроить стабильный
«плацдарм» для обращения в суд. Так вы сможете взыскать ещё и
компенсацию за моральный вред, неустойку и прочие денежные
средства, на которые потом купите другой товар, получше. Особенно
воодушевляем вас разобраться с чарджбэком и компенсациями,
Комментарии