
Илья Ланцман
Основатель и управляющий партнер сети частных школ и курсов ЕГЭ/ОГЭ Lancman School
Причин, по которым у школьников младшего возраста возникает страх отвечать на уроках, может быть немало. Среди них — плохое знание предмета, завышенные требования со стороны родителей, прошлый негативный опыт и неправильное поведение учителя. Однако чаще всего ребенок боится отвечать на уроках из-за страха высказать свое мнение и ошибиться.

Другая причина — стеснительность и зажатость, нередко связанная с природным темпераментом: спокойные флегматичные дети не любят оказываться в центре внимания и потому испытывают больший дискомфорт и тревожность, когда им приходится выступать перед большим количеством людей. Такие дети сильнее переживают неудачи и акцентируют внимание на неприятных воспоминаниях или возможных ситуациях, которые приводят к неуверенности в себе.
Чем могут помочь родители
Первое, что должны сделать родители, чтобы помочь ребенку
побороть страх отвечать на уроках — это понять, чем именно он
вызван. Если вы понимаете, что причина в зажатости, помогите
ребенку
-
Хорошей практикой станет совместная подготовка к устному выступлению — лучше прорепетировать свою речь несколько раз перед членами семьи. Но ни в коем случае не пропускайте ответы ребенка мимо ушей — слушайте, задавайте вопросы, направляйте и хвалите
-
Подмечайте маленькие победы: неуверенность в себе и заниженная самооценка идут рука об руку, поэтому важно, чтобы ребенок видел, что вы отмечаете его успехи, даже если они не столь значительны.
-
Обязательно обсудите ситуацию с учителем. Многие преподаватели готовы пойти навстречу ученикам и дать возможность отвечать один на один только перед учителем или письменно. Важно, чтобы учитель поддерживал и поощрял инициативу отвечать на уроках, ведь зачастую неграмотное поведение преподавателя становится барьером для школьника.
-
Побороть робость и неуверенность в себе помогают внешкольные занятия в театральных кружках. Начните с мини-групп, где занимаются 3–4 человека. Когда ребенок почувствует себя уверенно, попробуйте перевести его в группу побольше.
-
Побуждайте ребенка рассказывать об интересных событиях, которые происходят с ним. Возьмите за правило разговаривать в семейном кругу (например, за ужином) о важных событиях и просите ребенка делиться с близкими.
-
Зачастую неуверенность появляется не из-за страха публичных выступлений, а из-за незнания предмета или отсутствия интереса к нему. В таких случаях необходимо помочь малышу находить интересное для него в теме урока и рассказывать об этом своими словами.

Все это не должно идти вразрез с природой и темпераментом ребенка — не стоит ожидать от спокойного человека, что в один прекрасный день он станет «зажигалкой». Но и игнорировать излишнюю стеснительность в себе нельзя: она не только мешает детям учиться хорошо, но и оказывает негативное влияние на формирование личности. Если самостоятельно решить проблему не удалось, стоит обратиться к школьному психологу.
У некоторых детей робость обусловлена генетически: есть люди, которые на физическом уровне не любят прикосновения малознакомых людей. Зачастую нежелание жать руки или обниматься воспринимается посторонними как робость, на деле же — это физический дискомфорт, который человек испытывает со всеми, кого плохо знает.
Чего делать нельзя
Конечно, любому родителю хочется, чтобы ребенок учился лучше всех и был успешным, однако завышенные ожидания родителей не должны выражаться в завышенных требованиях к детям. Предъявляя их ребенку, вы только усиливаете в нем чувство неполноценности и неуверенности в себе.
Не угрожайте тем, что собираетесь пожаловаться учителю — в родителях школьник должен видеть друзей и союзников, поэтому запугивания приведут к еще большему страху и закрытости. Вместо этого старайтесь показывать, что и вы, и учитель на одной стороне и всегда готовы оказать необходимую поддержку.
Комментарии