25 марта
Создатели фильма, который покажут в конце марта на канале «Культура», сделали акцент на уникальном даровании певицы. Его суть просто и точно сформулировал композитор Валерий Гаврилин: «Голос Марии Пахоменко струится как ручеек, чистый, прозрачный…» Этот уникальный голос и стал главным героем фильма, авторам которого удалось найти редкие видеоматериалы: хронику, фрагменты выступлений, музыкальных телефильмов с участием певицы. Фильм о Марии Пахоменко станет своеобразным прологом документального ретро-сериала «Ленинград. Эстрада, которую нельзя забыть...»
Перед полетом космонавтов на орбиту в конце 1970-х на Байконур пригласили певицу Марию Пахоменко с супругом — композитором Александром Колкером и концертной бригадой. В космический секретный город Ленинск артистов доставили спецрейсом. Все они предварительно прошли тщательную проверку спецслужбами — были даже сделаны фотографии каждого участника гастролей «особого назначения» в фас и профиль. В Ленинске артистов встретила бескрайняя степь, покрытая ковром красных тюльпанов. Следующим вечером, накануне запуска, — концерт. Космонавты слушали его в отдельной ложе в белых марлевых масках, чтобы избежать инфекции. Конечно, артистам, в свою очередь, очень хотелось увидеть запуск ракеты. Но в те годы попасть на стартовую площадку было практически невозможно. А счастливчики, которые по большому блату получали спецпропуск в бункер командующего космодромом, на десять лет становились невыездными. Колкер возмущался: «Как же так — оказаться в Ленинске и не увидеть запуск ракеты?!» — «А ты хочешь десять лет за границу не ездить? Даже в Западную группу войск не выпустят! А дочка уже из пальто выросла», — возвращала его из космоса на землю супруга. Но талант открывает любые двери: Пахоменко с мужем взял в свой личный автомобиль генерал-полковник, командующий Байконуром. Его машина с зашторенными окнами пролетала мимо охраны без остановки. Таким образом супруги и старт увидели, и выездными остались.
В той поездке впечатления омрачил неприятный инцидент. В ресторане гостиницы к столу Колкера и Пахоменко подошел нетрезвый майор и, не деликатничая, пригласил красавицу певицу на танец. Та отказалась. «А вы что, только евреев любите?» — со злостью и обидой бросил он в ответ… На другой день перед отъездом Марию и Александра пригласил к себе командующий космодромом. На память подарил макет ракеты из нержавеющей стали и фотографию Королева с Гагариным. Но настроения супругам это не прибавило — досада от вчерашнего инцидента была еще свежа. Видя это, местный администратор, женщина умная и решительная, рассказала командующему о причинах подавленного настроения артистов... У трапа самолета к Пахоменко подошел тот самый майор и положил к ее ногам огромный букет красных тюльпанов. На плечах его красовались новенькие погоны старшего лейтенанта.
В курортный сезон артисты, как водится, гастролировали по черноморскому побережью. В Сочи Пахоменко выступала в закрытом Зимнем театре. Зал — битком. Дышать нечем, распахнутые входные двери не спасали. Но расходиться зрители не спешили, помимо основной программы певице пришлось бисировать. «Мария, мы весь концерт в боковом проходе простояли. Спойте, пожалуйста, для нас «Стоят девчонки»!» — просили ее. А артистка-то была уже в предобморочном состоянии... После концерта у служебного выхода ее поджидала толпа, всем хотелось разглядеть вблизи любимую певицу. Организаторы подогнали автомобиль прямо к дверям. Но проехать сквозь толпу, сомкнувшуюся плотным кольцом, было невозможно. Один рьяный поклонник и вовсе улегся на капот, уткнувшись в лобовое стекло. Внимательно изучив испуганную и смущенную Пахоменко, заявил собравшимся: «Ничего особенного! Обыкновенная баба!»
Если Мария выступала на открытой эстраде, поклонники даже на деревьях висели. Но не только на концертах… В Ленинграде одно окно квартиры Колкера и Пахоменко (на пятом этаже) выходило на пустырь. Поэтому хозяева не утруждали себя тем, чтобы задергивать шторы. И вот зима, вечер. Супругам звонит постоянный соавтор Колкера — поэт Ким Рыжов, живший в том же подъезде, но на восьмом этаже: «Друзья, выгляните в окошко! Кажется, к вам пришли!» Мария, которая была по-домашнему неприкрыта, бросилась в другую комнату, а Колкер — к окну. В сумраке позднего вечера он разглядел огромного мужика, сидевшего медведем на дереве. Под его тяжестью толстый ствол раскачивался. Но шпиона ничто не смущало. Увидев в окне Колкера, он еще и приветственно приподнял кепочку!
Поклонники, те, кто понаглее, приходили сразу в квартиру. Звонок в дверь: «Разрешите доложить: капитан первого ранга Иванов! Выполняя поручение экипажа, хочу вручить вам, Мария, скромный букет цветов». — «Товарищ капитан, да где же это видано, чтобы к артистам приходили в семь часов утра — пусть и с цветами?!» — отвечает из-за двери певица. «Мария, кого море зовет — тот рано встает! Примите букет. А в знак ответной благодарности прошу вас исполнить мою любимую песню «Ой вы, ночи, матросские ночи». Если у вас не парадная форма одежды, не страшно. Наоборот, даже пикантно…» — «Слушай мою команду! — включился в «невинную» беседу Колкер. — Кругом! Марш!»
А какие письма писали любимой певице! Александр Колкер приводит их в своей книге «Лифт вниз не поднимает». «Мария! Выхожу замуж. Говорят, ты очень добрая. Пришли мне к свадьбе белую кофточку с рюшками, 52-й размер, и черную юбку, 48-й размер. Хочу, чтобы была в обтяжку. Мой жених любит, когда это в обтяжку. Ты женщина, должна меня понять. Жду. Мой адрес спиши с конверта…»
Или такое: «Дорогая Мария! Мне больше по душе, когда поешь ты, а не эта Пьеха. Или Пиеха. Точно не знаю, как она пишется. У нее голос, как будто она не смазывает горло прополисом — продуктом пчеловодства. Я бы посоветовал ей смазывать. И регулярно. Не то что твой нежный голосок. Я постоянно хожу к тебе на концерты. Но это тайна, о которой ты не должна даже догадываться!»
«Дорогая Мария Леонидовна, восхищен Вашим неповторимым талантом! Вчера решил купить катер с мотором. Думаю, что певица с Вашей внешностью не может быть жадной. Прошу выслать мне переводом две тысячи рублей. Если не можете сразу выслать две — вышлите одну. А еще одну будете должны…»
В семидесятые
Мария Пахоменко родилась в Ленинграде, но корни ее из Белоруссии, с Краснополья — отец и мать родом из деревни Лютня. Она с детства проявляла желание петь. Обладая абсолютным слухом, могла повторить все, что слышала по радио, — вплоть до оперных арий. Как ни странно, ее пение не поощрялось родителями и учителями. В школьном дневнике Марии регулярно появлялись записи красными чернилами: «Поет на уроках, срывает занятия!» «Ну, что пела на этот раз? — язвительно спрашивал дома отец, проверяя дневник в конце недели. — Сейчас сниму ремень — по-другому запоешь!» На самом деле отец Марии не был жестоким человеком, он был строгим. Работал участковым милиционером. Блокаду провел в Ленинграде. То, что видел в городе, где люди сходили с ума от голода и нередко теряли человеческий облик, предпочитал не вспоминать. Как сотрудник органов, в военное время он имел право вершить правосудие на месте — но, как говорят, никогда никого не расстреливал. Пахоменко-старший был далек от искусства, и желание дочери стать певицей не одобрял. Кстати, когда Мария достигла первого успеха (песня в ее исполнении «Качает, качает, качает задира-ветер фонари над головой» стала невероятно популярной), отец недоумевал: «Черт знает что происходит! Орешь из каждого окна!»
Что бы ни думали об этом родители, Маша с тремя голосистыми подружками организовала самодеятельный ансамбль. Под аккомпанемент гитариста они исполняли популярные шлягеры тех лет. А когда на гастроли в Ленинград приехал легендарный Олег Лундстрем — руководитель джаз-оркестра, — девушки договорились о прослушивании. Лундстрем остался доволен и предложил им вместе с его оркестром отправиться на гастроли. Это была путевка в жизнь, счастливый билет. Но Марию не пустил отец, сказав: «Я тебе такого Лундстрема покажу, что долго будешь помнить! И думать забудь!» Тогда девушки пошли показываться во Дворец культуры промкооперации, где создавался ЛМЭА — Ленинградский молодежный эстрадный ансамбль. Среди тех, кто просматривал начинающий вокальный коллектив, был и молодой композитор Александр Колкер. Выпускник Ленинградского электротехнического института Колкер писал музыку к студенческим спектаклям. «Когда девушки лихо запели на четыре голоса какую-то популярную песню, у всех в зале перехватило дыхание, — вспоминает Колкер. — Сомнений не было: таких девушек надо брать! Маша была не только самой талантливой, но и самой красивой! Глаз не оторвать! Однажды я заглянул в один из классов, где обычно проходили репетиции, и увидел, как Пахоменко расчесывает волосы. Такого водопада роскошных, до самого пола, пшеничных волос я никогда не видел! Так и застыл с открытым ртом. С того дня я стал ухаживать за Машей. После работы — а служил я в закрытом НИИ, почтовом ящике, как тогда говорили, — покупал цветы, пирожное и ехал на проспект Огородникова, где Пахоменко жила с родителями. Во дворе ее дома было много шпаны. И вот появлялся я — в очках, в сереньком пальтишке, с тортиком... Маша как будто чувствовала, когда меня начинали бить, высовывалась в окно и кричала: «Я вам сейчас!»... Расписались мы в 1958 году в Кировском загсе Ленинграда. Свадьбы как таковой не было. В квартиру на улицу Профессора Попова, где жила моя семья, приехали родители Маши: Леонид Антонович и Дарья Михайловна, ее братья и сестры. Накрыли скромный стол. Мой папа сказал: «А между прочим, горько!» Мы с Машей встали и, отвернувшись, робко поцеловались… Кто тогда мог знать, что продлится этот союз 54 года — до Машиного ухода».
Новоиспеченный супруг стал в меру своих возможностей развивать карьеру жены. Пахоменко музыкального образования не имела, поэтому уговорить ее отойти от квартета и начать записывать песни сольно стоило немалых усилий. Все началось с песни «Качает, качает…», которая была заказана композитору Колкеру и поэту Куклину для спектакля Театра Комиссаржевской «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина. В театре спросили: «А кто может записать эту песню?» — «Мария Пахоменко», — не раздумывая ответил Колкер. Потом композиция прозвучала в популярнейшей в Советском Союзе радиопередаче «С добрым утром!». На другой день Пахоменко, как говорится, проснулась знаменитой. В лицо певицу еще никто не знал, но ее необыкновенный чистый голос запал в душу каждому. Его оценили не только слушатели, но и композиторы. Никто из ведущих советских песенников не обошел вниманием Марию Пахоменко. В приоритете, правда, всегда оставался «первооткрыватель» — Александр Колкер, певица исполнила и записала 26 произведений мужа. А песня «На десять девчонок по статистике девять ребят» и вовсе стала бессмертной, обретя мировую популярность. По-другому вышло с песней «Признание», написанной Колкером для жены, — она принесла супругам немало волнений. После того как Пахоменко исполнила эту исповедь женщины, вышедшей замуж не по любви, появилось множество слухов, что союз певицы и композитора распался. В доме Пахоменко и Колкера стал разрываться телефон от звонков сочувствующих. Колкер отшучивался: «Да, мы развелись. Маша вышла за Кобзона, а я женился на Пьехе…»
На самом деле супруги не только никогда не расходились, но даже
на время старались не расставаться — на гастроли всегда выезжали
вместе. Исключениями стали лишь несколько заграничных поездок
Пахоменко. В те годы было не принято отпускать в далекое зарубежье
обоих супругов, один должен был остаться для гарантии, что второй
вернется. Без мужа Пахоменко летала к Фиделю Кастро на Кубу, на
гастроли в Италию и Югославию, во французские Канны и польский
Сопот. В 1968 году во Франции, в Каннах, Марию Пахоменко чествовали
как победительницу европейского конкурса грамзаписей MIDEM. Дело в
том, что в тот год было продано более двух с половиной миллионов
дисков с ее песнями — это был абсолютный рекорд по всей Европе.
Приз, который получила Пахоменко, назывался «Нефритовая пластинка».
Звезду советской эстрады разместили в отеле «Карлтон». Утром в
номере открылась дверь, и официант вкатил столик с завтраком.
Помимо еды на подносе Мария обнаружила приглашение посетить
ювелирный салон. Там было написано, что хозяева будут счастливы
видеть мадам Пахоменко у себя в гостях и надеются, что она сможет
удовлетворить свой взыскательный вкус и приобрести для себя
что-нибудь из украшений. Тем более что цены у них более чем
скромные — не превышают 150 тысяч долларов за изделие. Надо ли
напоминать, что нашим артистам в таких поездках платили лишь
суточные, на которые и в ресторане-то поужинать было невозможно.
Все богатство Пахоменко в этой поездке составляла дубленка, в
которой она прилетела из Москвы. Во время репетиции гала-концерта
артисты сидели в зале. Пахоменко была в накинутой на плечи дубленке
— было прохладно. Уже подходит ее очередь подниматься на сцену —
репетировать с оркестром песню, а артистка в смятении. Она не
думает о том, как будет звучать голос, — она не знает, куда деть
свою драгоценную дубленку. Не подниматься же в ней на сцену. Но и в
зале оставить боязно — попросить приглядеть некого, а неподалеку
сидит какой-то подозрительный волосатый тип, который то и дело на
нее косится. Интеллигентность взяла свое — на сцену Пахоменко
поднялась без верхней одежды. К счастью, ничего не пропало. А
подозрительным типом оказался французский композитор Франсис Лей
(лауреат премии «Оскар» за музыку к фильму «История любви», автор
песен для
Сегодня об этом не вспоминают, но Мария была первой советской певицей, удостоившейся Гран-при на фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии. В наши дни этот конкурс вспоминают лишь в связи с победой Аллы Пугачевой в 1975 году с песней «Арлекино». А Пахоменко выиграла конкурс еще в 1971-м. В Болгарию Мария летела одна. Колкера, естественно, не выпустили. И Александр Наумович не мог найти себе места от волнения за жену. Из Ленинграда названивал в Москву чиновникам от Росконцерта: «Какие новости из Болгарии? Когда выступает Пахоменко?» Ответ был изумительным: «Увы, никаких сведений нет — исчерпан лимит на телефонные переговоры». Тогда «неугомонный» супруг стал дозваниваться в Варну атташе по культуре: «Как проходит конкурс? Что известно о выступлении Пахоменко?» Но и здесь ждало разочарование: «Откуда нам знать? У нас много работы!» Мария потом рассказывала: перед выступлением у нее от волнения так тряслись руки, что она не смогла сделать задуманную прическу. В итоге просто распустила свою чудо-косу, и волосы разлились водопадом по спине. Международное жюри было впечатлено вокалом и самобытной внешностью советской артистки. После концерта Пахоменко забилась в номере под одеяло, но не смогла от волнения сомкнуть глаз. Так еще и иностранные участники «гудели» по всей гостинице, отмечая окончание конкурса. Под утро раздался стук в дверь. «Ну все, мне конец», — решила Мария. В ответ услышала пьяные голоса с акцентом: «Орфей! Орфей! Ты — Орфей!» Это означало победу! После церемонии награждения Пахоменко, счастливая, позвонила в Москву, в Министерство культуры: «У меня Гран-при фестиваля!» — «Какой еще Гран-при? А почему не первое место?!» — возмутились на другом конце провода… А вскоре Колкеру позвонили из Ленинградского обкома: «А что, «Золотой Орфей» действительно из чистого золота?» — «Конечно! Четыре с половиной килограмма! Прошу выставить охрану у нашего подъезда!» — отшутился он. Кстати, статуэтка так понравилась министру культуры Екатерине Фурцевой, что она хотела оставить ее у себя в кабинете. Но Мария Пахоменко проявила железную волю — даже под угрозой неприятностей отказалась отдавать заслуженную награду.
Александр Колкер в своей книге «Лифт вниз не поднимает»
рассказывает: в 1967 году городу Комсомольск-на-Амуре вручали орден
Ленина. Но орден-то — городу, а жителей решили порадовать
знаменитостями. Пригласили Марию Пахоменко и композиторов
популярных песен Колкера и Фельцмана. Но главным гостем на этом
празднике был
До начала концерта Гагарина вместе с артистами отвезли на лимузинах за город, чтобы, поднявшись на сопку, гости могли оглядеть окрестности. В той поездке Колкера с Пахоменко больше всего и поразил этот пейзаж. С высоты сопки до самого горизонта открывалась выжженная тайга — обугленные стволы деревьев на фоне черно-серого безжизненного грунта. Гостям объяснили, что в этих краях тайга горит непрерывно, поэтому почва прокаляется на большую глубину, навеки теряя свою плодородность. Жизнь сюда вернется лишь столетия спустя. Звучало и выглядело это устрашающе.
Вечерний концерт для первостроителей прошел на ура. После был банкет. И здесь бывшие работяги, «приняв на грудь», сами устроили импровизированный концерт… Они затянули песни своей молодости, с которыми работали, не разгибая спины, воевали, выживали. Пели грустно, из глубины души, не связками, а сердцем... У артистов и первого космонавта на глазах выступили слезы.
Памятными получились и гастроли 1974 года в советские группы войск в Германии, Польше, Чехословакии. Под Нойштрелицем в Германии располагалась советская танковая бригада. Командовал этой бригадой сухонький полковник небольшого роста, похожий на Суворова, Герой Советского Союза. Говорил он тихо, почти ласково, но подчиненные его команды почему-то выполняли бегом. Часа в два ночи, после традиционного застолья, артистов повезли на танкодром — демонстрировать мастерство советских солдат в ночной стрельбе. Первое, что супруги увидели, выйдя из машины, — маленький походный столик. Выпив за успех своих танкистов, Герой Советского Союза тихо и ласково скомандовал: «По подвижным мишеням трассирующими снарядами — огонь!» И свистопляска началась…
К четырем часам утра Пахоменко с Колкером привезли в симпатичный частный дом — одноэтажный, но просторный. Как оказалось, здесь в свое время останавливался соратник фюрера Геринг, когда-то приезжавший на тот же полигон инспектировать немецкие войска. Как объяснила горничная, кровать в этом доме была сделана с учетом габаритов рейхсмаршала. На этой-то кровати Мария тут же и уснула, совершенно изможденная. А Александра сопровождавшие офицеры не отпустили: «Ну что, Сашок? Посошок!» — и достали из карманов галифе бутылки. Так ночь и прошла. А в восемь утра распахнулась входная дверь, явился замполит части и объявил: «Танк подан!» Ошарашенные супруги вспомнили: накануне во время стрельб Александр Наумович в разговоре с командующим обмолвился, что был бы не прочь прокатиться на танке…
В зале, где проходил прощальный концерт, собрался весь высший комсостав. На следующ?
Комментарии