С точки зрения статистики
Если верить прогнозам банка HSBC, российский рынок такси - самый рентабельный в мире. В России цена поездки на такси в среднем на 75% меньше, чем в США. Стоимость одной поездки по регионам около 130 рублей. И хотя финансовую отчётность крупнейших агрегаторов нельзя найти в открытом доступе, очевидно, что связывание клиентов и водителей через специальное приложение позволяет крупнейшим агрегаторам, таким, как "Яндекс.Такси", Gett или "Ситимобил" зарабатывать на перевозках приличные деньги. Очевидно и другое - всё больше россиян предпочитают пересаживаться на такси и каршеринги, оставляя собственные автомобили рядом с домом.
Аналитики банка HSBC отмечают, что сервисы заказа такси в России могут позволить себе более низкие цены в сравнении с другими странами мира благодаря большой аудитории. Общественный транспорт во многих регионах России развит недостаточно, чтобы покрывать все потребности населения, и как раз это повышает спрос на сервисы по заказу такси
Несмотря на то, что в российских регионах много небольших компаний и полно таксопарков, "Яндекс.Такси" и "Ситимобил" постепенно выдавливают "частников" с рынка перевозок. Объединиться в крупный холдинг и противостоять глобализации региональные таксопарки не могут - нет ни желания, ни инициативы, ни денег на объединение. В таких условиях противостоять крупным компаниям могла лишь одна компания - Uber. В нём видели сильного конкурента, и потому просто купили за внушительные деньги. Но Uber вернулся под другим брендом, и совсем скоро в России начнёт работу китайский агрегатор такси DiDi, принадлежащий транснациональной корпорации Alibaba, в ведение которой находится онлайн-гигант Aliexpress. И вот здесь "Яндексу" самое время начать волноваться.
Китайское такси?
Alibaba Group запустила сервис по онлайн-заказу такси Didi Chuxing ещё в 2012 году, и всё это время компания развивалась исключительно внутри Китая. За 8 лет китайцам удалось добиться серьёзных успехов - сейчас DiDi - крупнейший "местный" сервис каршеринга и заказа такси. В 2016 году DiDi "убил" в Китае Uber, а в 2019 году в сервис пришли первые серьёзные инвестиции - японский автогигант Toyota вложил 600 млн. долларов и помог DiDi создать центр разработки систем, основанных на искусственном интеллекте и нейросетях. Кроме того, деньги в успешный стартап инвестировал и РФПИ.
Фото © shutterstock
Сейчас, как отмечают аналитики,
Так или иначе, уже в ближайшем будущем "Яндекс" сможет испытать на себе все "прелести" глобализации и борьбы с гораздо более крупным игроком. Примерно по такой же схеме сервисы такси развивались в России последние несколько лет - крупный "Яндекс" с инвестициями и технологиями скупал и выдавливал с рынка более мелких участников, делая ставку на таксопарки. Теперь Alibaba и онлайн-сервис DiDi будет пытаться отвоевать у "Яндекса" часть рынка такси или завоевать его целиком.
Смогут или нет?
Для того, чтобы отбить у "Яндекс.Такси" и других агрегаторов клиентов, DiDi придётся проделать титаническую работу. Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев заявил, что вероятнее всего, китайцы "зайдут" на российскй рынок через инвестиции в местного игрока. Это значит, что кому-то из крупных агрегаторов совсем скоро поступит предложение, отказаться от которого будет практически невозможно. Однако главная проблема DiDi - это узнаваемость бренда. Если в Китае ничего не знают про другие приложения, кроме DiDi, то в России тёмно-коричневые автомобили с фирменной буквенной оклейкой будут теряться в потоке и буквально растворятся на фоне "жёлтых" такси.
Рекламная составляющая - тоже важна. Особенно в том случае, когда попытка влезть на рынок такси будет предприниматься в отношении крупного информационного холдинга, в составе которого мощнейшие инструменты продвижения. Как DiDi будет договариваться с поисковиками - большой вопрос. С Google договориться будет сложно (торговая война и другие споры США/Китай), с "Яндексом" - ещё сложнее. Никто добровольно не даст "топтать свою поляну".
Водителям будет несладко
А теперь коротко о том, как работает DiDi в Китае. Выдавить Uber с китайского рынка, во многом, удалось благодаря двум ключевым инструментам - демпингу и времени подачи автомобиля. И если второе обстоятельство можно просчитать простейшим математическим способом, исходя из количества китайских водителей на квадратный километр, то демпинговать в России и ещё сильнее снижать цены для китайцев может быть опасно. Почему? Да хотя бы потому, что российские водители, подключённые к системе "Яндекс.Такси", и так постоянно жалуются на низкие тарифы, за счёт которых "Яндекс.Такси" успешно конкурирует с другими компаниями в России.
Фото © shutterstock
Вполне вероятно, что демпинг в условиях конкуренции с "Яндекс.Такси", "Ситимобил" и Gett станет только сильнее. Хорошо ли это в условиях критических нарушений, которые в данный момент фиксируется в сервисах такси? Скорее всего, нет. Китайской компании, в случае решения о полномасштабном вторжении на российский рынок, придётся решать массу проблем, с которыми сталкиваются российские агрегаторы сегодня. Это и фейковые заказы водителй, и работа таксистов-нелегалов, и ценообразование, и работа с возражениями, и много чего ещё. Как это будет работать - пока не знает никто, в том числе, вероятно, и сами китайцы. В пресс-службе компании пока не ответили на запрос Life.ru относительно будущего компании в России.
Координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов пояснил, что единственный разумный способ выхода DiDi на российский рынок сегодня - это покупка уже существующего игрока.
Среди присутствующих на рынке всего две компании удовлетворяют амбициям китайского агрегатора: это такси "Максим" и Gett. Если же они будут выходить на рынок как с нуля, то им придется годами дотировать поездки для пассажиров и водителей. При этом несколько лет назад Uber потратил почти 40 млн. долларов на эти цели и смог отвоевать лишь Чуть более 10% рынка
Пётр Шкуматов
координатор движения "Синие ведёрки"
Не исключено, что обвал тарифов приведёт к тому, что в дело
придётся вмешиваться ФАС. Антимонопольная служба, впрочем,
Сергей Андреев
Комментарии