

Актеры, которых уже нет с нами, продолжают жить на экране, в своих ролях, оставаясь любимыми для многих поколений поклонников их таланта. Но и на этот счастливый парадокс, подаренный нам искусством кино, уже посягают нейросети.
Этой осенью продолжают выходить фильмы, в которых играет
Мадянов успел закончить свои работы, но в истории кино хватает случаев, когда актер уходил из жизни прямо во время съемок. В 1965 году, после гибели Евгения Урбанского на съемках «Директора», картину остановили, съемочную группу распустили, и только спустя несколько лет режиссеру удалось возобновить работу над фильмом

Четыре месяца студия трудилась над компьютерным Владиславом ради его полноценной роли в фильме. За Пола Уокера, который погиб в автокатастрофе в разгар съемок «Форсажа 7», тоже доигрывал компьютерный двойник, которому помогали братья актера. За графику отвечала студия WETA Digital, ответственная за Горлума из «Властелина колец» и обезьяну Цезаря из «Планеты обезьян». Многие зрители даже не заметили подлога — настолько убедительно выглядел компьютерный Уокер. Марлона Брандо вернули к жизни в сиквеле о Супермене, Оливера Рида «не отпустили» со съемок «Гладиатора», наложив лицо умершего актера на лицо дублера. Теперь и смерть не повод отлынивать от работы — актеру необязательно быть живым, чтобы играть в современном кино. Можно поставить дублера в кадр, а потом студия спецэффектов превратит его в кого угодно, хоть во Владимира Высоцкого, хоть в Юрия Никулина (последнее, кстати, уже случилось в фильме «Манюня: Приключения в Москве»).
И вот несколько лет назад голливудские студии решили для начала
заменить искусственным интеллектом актеров второго плана, заплатив
им всего за день работы — сканирование лица и тела для создания
цифровой матрицы. В ответ гильдии киноактеров и сценаристов
объявили забастовку, а режиссер нашумевшего «Оппенгеймера»
Однако, как мы знаем, деньги побеждают всегда. Подобное нововведение позволит студиям сэкономить баснословные суммы, а «короли эпизода» в конечном итоге будут никому не нужны.

С появлением нейросетей «оживление» звезд прошлого становится все качественнее. Возможно, скоро даже наметанный взгляд не сможет отличить подмену и споры об этической стороне вопроса утихнут. Ведь как было бы здорово «воскресить» на экране Куравлева и Смоктуновского, Гафта и Гурченко! И какой открывается простор для создателей ремейков, сиквелов и приквелов. Ничто не будет мешать снять продолжение, скажем, «Бриллиантовой руки»: отсидев свое, герои Папанова и Миронова решают отомстить Семену Семеновичу Горбункову. Погони, драки, перестрелки — тут уж точно пригодится пистолет с боевыми патронами.
А ведь это сегодняшняя реальность: технологии, которые позволяют делать забавные ролики с Киану Ривзом, выбивающим ковер в российской глубинке, или Брэдом Питтом, ремонтирующим «Жигули», через пару лет будут способны поместить любого человека в полнометражный фильм. Если нет разницы, зачем платить больше? Но как же, скажете вы, а куда девать тысячи и тысячи дипломированных актеров? Как будут рождаться новые звезды? Ну если перефразировать слова Юрия Антонова, новые звезды нужны тем, у кого старые плохие. А этих — в театр, в театр.
Возможно, конечно, что мы нагнетаем и такого никогда не случится. Ведь актерское искусство и ценно тем, что при всей жестокости профессии она непрерывно выталкивает наверх все новые и новые таланты. И никакая нейросеть не заменит живого человеческого лица, натуральных эмоций и выразительного хора таких разных голосов. Или заменит? А мы просто этого не заметим?
Комментарии