Евгений Князев впервые сыграл в спектакле своей дочери-режиссера — поддержал в непростой момент

Звезды

38 Просмотры Откликов

Премьерный спектакль «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

На Новой сцене театра имени Вахтангова — премьера: комедия нравов «Пуф, или Ложь и истина». Автор пьесы — драматург Эжен Скриб, которого театралы прекрасно знают по спектаклям «Адриенна Лекуврёр» и, конечно, «Стакан воды». Кстати, в восьмидесятые в театре им. Вахтангова «Стакан воды» ставили  как бенефис Юрия Яковлева, в нём также играли выдающиеся вахтанговцы Юлия Борисова, Людмила МаксаковаЮрий ВолынцевМаксим Суханов, Ольга Чиповская, Марина Есипенко, Александр Галевский. 

«Пуф...» интересен и напичкан интригами не менее, чем обе названные выше пьесы, но не так известен. Это история о том, как беспардонно может работать в обществе нагромождение лжи. Действие происходит в Париже XIX века, да ведь на то и гений писателя, чтобы быть вне времени.

Евгений Князев и Мария Волкова в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

Но сначала о главном: спектакль поставила молодой режиссер Ася Князева, а одну из главных ролей сыграл в спектакле ее отец, популярный «киноМессинг» нашего времени и актер театра им

Вахтангова Евгений Князев. Как актеры они уже работали вместе. И тогда отец, по словам Аси, всегда что-то ей советовал, напутствовал до самого момента выхода актрисы на сцену. На сей раз свои идеи должна была донести до него она. Начав работать над столь сложным материалом, она видела, что в спектакле совершенно точно есть роль для отца. Кто еще смог бы быть более убедительным в роли дельца-философа-наблюдателя, встроившегося в общество, живущее по странным законам обмана, и при этом сочувствующего пробивающимся росткам правды? Князеву же было даже профессионально интересно, как режиссерски работает дочь. И поддержать ее своим талантом. И получился невероятный тандем!

В прошлом году Князев в интервью 7Дням.ru признался, что поначалу иронически отнесся к решению Аси стать режиссером. Однако позже понял, что у нее получается. «Первую ее режиссерскую работу я смотрел три-четыре раза, потому что в первый раз от волнения ничего практически не понял. Увидев второй раз, подумал: «Ты смотри-ка, здесь пьеса разобрана хорошо». А третий раз я уже смотрел отстраненным глазом, чтобы можно было оценить работу в целом», — так артист отозвался о спектакле Аси по рассказам Чехова, в которой играли выпускники Щукинского училища. 

Александра Стрельцина в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

Сейчас в зале «Амфитеатр» Симоновской сцены театра им. Вахтангова с успехом идут два спектакля Аси Князевой — «Волшебный театр Андерсена» и «С художника спросится» (об учителе Евгения Вахтангова Леониде Сулержицком). Третьим в списке ее режиссерских работ на сцене театра им. Вахтангова стал «Пуф, или Ложь и истина». Причем Ася Князева заявлена не только как автор сценической версии, но и как переводчик. Эжен Скриб в свое время был популярен как создатель первоклассных водевилей и так называемой «хорошо сделанной пьесы», в которой можно узнать себя, своих знакомых, нравы всего общества. «Пуф» — это, по сути, пшик, ложь, преподнесенная в завлекательной обертке. Она работает, даже если всем известно, что это вранье, хотя в любой момент — пуф! — и всё меняется, что-то может непоправимо разрушиться, а что-то, наоборот, «выгореть». Как красиво говорит герой Евгения Князева, делец Сезар Дегоде, «Пуф — это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды его. Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием...» Но в сценической версии Аси есть и персонаж Пуф — «необученный ангел», играет которого Александра Стрельцина. Это некий персонаж, который в самые критические моменты берет на себя смелость продвигать ситуацию вперед, кому-то помогает из симпатии, кому-то мелкую пакость устроит, чтобы не зарывался, но в целом способствует, чтобы сюжет продвигался куда следует, а дела разрешались, так или иначе, на радость героям и зрителям. По сюжету, молодой офицер колониальных войск Альбер д`Ангремон (Николай Романовский/Клим Кудашкин) возвращается в Париж, чтобы похлопотать о пособии для семьи погибшего друга. Он по характеру немножко Чацкий: увидев, в каком котле многочисленных обманов, подстав и интриг варится столица, молодой человек разочарован и желал бы вывести лжецов на чистую воду. Он наивно полагает, что его прямота и честность — лучший способ справиться с обманом и поправить дела. Но не тут-то было.

Клим Кудашкин и Мария Волкова в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

«В пьесе «Пуф…» для меня на первый план выходит тема Божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом,  поделилась с прессой Ася Князева.  Каждый человек несёт свою правду, свое представление о должном. Человек верен своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами… Божественная справедливость – это то, чего человек не может найти, но мысль о ней живёт в нём постоянно. «Пуф…» – это комедия; комедия нравов, её секреты таятся в характерах героев: в них надо искать ответы на вопросы об их мотивах, поступках, высказываниях. Я думаю, что комедия даже ближе к философии, чем трагедия. Комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, – а когда больше ничего не остаётся, кроме как смеяться. Если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания».

Сценография и костюмы – Максим Обрезков. На сцене нет ярких красок, обстановка подчеркнуто аскетичная, много серого. Детали интерьера появляются исключительно для очередных мизансцен: стол, за которым творит Коринна Дегоде (Мария Бердинских или, в очередь, Мария Волкова), диван, на котором страдает от превратностей судьбы граф де Мариньян (Владислав Демченко) или Сезар Дегоде (Евгений Князев) рассуждает о природе лжи и правде... «Иной раз маленькая, вполне невинная ложь куда выгоднее правды». В пьесе (и спектакле) вообще множество метких выражений не в бровь, а в глаз. И практически все актуальны сегодня.

Композитор – Иван Авдеев, художник по свету – Руслан Майоров, видеосценограф – Ася Мухина, хореограф – Виктория Куль. 

Роли исполняют: Александра Стрельцина, Евгений Князев, Владислав Демченко, Мария Бердинских, Мария Волкова, Николай Романовский, Клим Кудашкин, Анастасия Джентилини, Владислава Басова, Григорий Здоров, Александр Колясников, Олег Лопухов, Виталий Иванов.

Владислав Демченко в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

Режиссер-постановщик, Ася Князева, окончила продюсерский факультет ГИТИСа в 2013 году. В качестве ассистента режиссёра Бориса Юхананова работала в «Электротеатре». Училась в L’Accademia dei Filodrammatici (Милан). В 2020 году окончила режиссёрский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина (курс Сергея Яшина). Её первой постановкой, показанной на Симоновской сцене, стал спектакль «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова, подготовленный с выпускниками курса Владимира Поглазова Щукинского института.

В Театре имени Евгения Вахтангова работала в качестве ассистента и переводчика с итальянскими режиссёрами Лукой де Фуско («Суббота, воскресенье, понедельник…» Э. де Филиппо) и Джорджо Сангати («Новая квартира» К. Гольдони). В спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник…» на Основной сцене играла Джульянеллу. Как актриса участвует в «Концерте для Актёра с оркестром» на сцене Арт-кафе.

В 2020 году поставила спектакль «Волшебный театр Андерсена», отмеченный премией «На Благо Мира». К 100-летию Вахтанговского театра в декабре 2021 года выпустила документальный спектакль «С художника спросится» о Л. А. Сулержицком.

Во Владикавказе в апреле 2023 года совместно с Эльдаром Трамовым стала режиссёром концерта–открытия восстановленного Дома Евгения Вахтангова «Вахтангов. Путь домой», а в 2024-м выступила режиссёром аудиоспектакля-променада «Вахтангов. Дорогами юности».

Ася Князева – создатель и руководитель Творческого объединения «Вахтанговский практикум», в репертуаре которого 7 её спектаклей. В московском «Электротеатре» в её постановке идёт «Остров рабов» П. Мариво. В 2024 году с выпускным курсом Щукинского института выпустила «Ночные дороги» Г. Газданова.

Режиссер Ася Князева
Режиссер Ася Князева
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

«Теперешним нашим молодым людям, которые поступают в театр им. Вахтангова, очень везет, — говорил в интервью Евгений Князев, — потому что у них полно работы. В Вахтанговском театре сегодня пять сцен, и эти пять сцен нужно наполнять, и у нас везде жизнь бурлит».

Интерес к новой работе молодого режиссера настолько велик, что билеты на ближайшие спектакли распроданы. Но «Пуф...» стоит того, чтобы быть увиденным, сейчас или позже. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии