На Новой сцене театра имени
Вахтангова — премьера: комедия нравов «Пуф,
или Ложь и истина». Автор пьесы — драматург Эжен
Скриб, которого театралы прекрасно знают по спектаклям «Адриенна
Лекуврёр» и, конечно, «Стакан воды». Кстати, в восьмидесятые в
театре им. Вахтангова «Стакан воды» ставили как бенефис
«Пуф...» интересен и напичкан интригами не менее, чем обе названные выше пьесы, но не так известен. Это история о том, как беспардонно может работать в обществе нагромождение лжи. Действие происходит в Париже XIX века, да ведь на то и гений писателя, чтобы быть вне времени.
Но сначала о главном: спектакль поставила молодой режиссер Ася Князева, а одну из главных ролей сыграл в спектакле ее отец, популярный «киноМессинг» нашего времени и актер театра им
В прошлом году Князев в интервью 7Дням.ru признался, что
поначалу иронически отнесся к решению Аси стать режиссером. Однако
позже понял, что у нее получается. «
Сейчас в зале «Амфитеатр» Симоновской сцены театра им.
Вахтангова с успехом идут два спектакля Аси Князевой — «Волшебный
театр Андерсена» и «С художника спросится» (об учителе Евгения
Вахтангова Леониде Сулержицком). Третьим в списке ее режиссерских
работ на сцене театра им. Вахтангова стал «Пуф, или Ложь и истина».
Причем Ася Князева заявлена не только как автор сценической версии,
но и как переводчик. Эжен Скриб в свое время был популярен как
создатель первоклассных водевилей и так называемой «хорошо
сделанной пьесы», в которой можно узнать себя, своих знакомых,
нравы всего общества. «Пуф» — это, по сути, пшик, ложь,
преподнесенная в завлекательной обертке. Она работает, даже если
всем известно, что это вранье, хотя в любой момент — пуф! — и всё
меняется, что-то может непоправимо разрушиться, а что-то, наоборот,
«выгореть». Как красиво говорит герой Евгения Князева, делец Сезар
Дегоде, «Пуф — это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды
его. Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим
достоянием...» Но в сценической версии Аси есть и персонаж Пуф —
«необученный ангел», играет которого Александра Стрельцина. Это
некий персонаж, который в самые критические моменты берет на себя
смелость продвигать ситуацию вперед, кому-то помогает из симпатии,
кому-то мелкую пакость устроит, чтобы не зарывался, но в целом
способствует, чтобы сюжет продвигался куда следует, а дела
разрешались, так или иначе, на радость героям и зрителям. По
сюжету, молодой офицер колониальных войск Альбер д`Ангремон
(
«В пьесе «Пуф…» для меня на первый план выходит тема Божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом, – поделилась с прессой Ася Князева. – Каждый человек несёт свою правду, свое представление о должном. Человек верен своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами… Божественная справедливость – это то, чего человек не может найти, но мысль о ней живёт в нём постоянно. «Пуф…» – это комедия; комедия нравов, её секреты таятся в характерах героев: в них надо искать ответы на вопросы об их мотивах, поступках, высказываниях. Я думаю, что комедия даже ближе к философии, чем трагедия. Комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, – а когда больше ничего не остаётся, кроме как смеяться. Если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания».
Сценография и костюмы – Максим Обрезков. На сцене нет ярких красок, обстановка подчеркнуто аскетичная, много серого. Детали интерьера появляются исключительно для очередных мизансцен: стол, за которым творит Коринна Дегоде (Мария Бердинских или, в очередь, Мария Волкова), диван, на котором страдает от превратностей судьбы граф де Мариньян (Владислав Демченко) или Сезар Дегоде (Евгений Князев) рассуждает о природе лжи и правде... «Иной раз маленькая, вполне невинная ложь куда выгоднее правды». В пьесе (и спектакле) вообще множество метких выражений не в бровь, а в глаз. И практически все актуальны сегодня.
Композитор – Иван Авдеев, художник по свету – Руслан Майоров, видеосценограф – Ася Мухина, хореограф – Виктория Куль.
Роли исполняют: Александра Стрельцина, Евгений Князев, Владислав Демченко, Мария Бердинских, Мария Волкова, Николай Романовский, Клим Кудашкин, Анастасия Джентилини, Владислава Басова, Григорий Здоров, Александр Колясников, Олег Лопухов, Виталий Иванов.
Режиссер-постановщик, Ася Князева, окончила продюсерский факультет ГИТИСа в 2013 году. В качестве ассистента режиссёра Бориса Юхананова работала в «Электротеатре». Училась в L’Accademia dei Filodrammatici (Милан). В 2020 году окончила режиссёрский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина (курс Сергея Яшина). Её первой постановкой, показанной на Симоновской сцене, стал спектакль «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова, подготовленный с выпускниками курса Владимира Поглазова Щукинского института.
В Театре имени Евгения Вахтангова работала в качестве ассистента и переводчика с итальянскими режиссёрами Лукой де Фуско («Суббота, воскресенье, понедельник…» Э. де Филиппо) и Джорджо Сангати («Новая квартира» К. Гольдони). В спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник…» на Основной сцене играла Джульянеллу. Как актриса участвует в «Концерте для Актёра с оркестром» на сцене Арт-кафе.
В 2020 году поставила спектакль «Волшебный театр Андерсена», отмеченный премией «На Благо Мира». К 100-летию Вахтанговского театра в декабре 2021 года выпустила документальный спектакль «С художника спросится» о Л. А. Сулержицком.
Во Владикавказе в апреле 2023 года совместно с Эльдаром Трамовым стала режиссёром концерта–открытия восстановленного Дома Евгения Вахтангова «Вахтангов. Путь домой», а в 2024-м выступила режиссёром аудиоспектакля-променада «Вахтангов. Дорогами юности».
Ася Князева – создатель и руководитель Творческого объединения «Вахтанговский практикум», в репертуаре которого 7 её спектаклей. В московском «Электротеатре» в её постановке идёт «Остров рабов» П. Мариво. В 2024 году с выпускным курсом Щукинского института выпустила «Ночные дороги» Г. Газданова.
«Теперешним нашим молодым людям, которые поступают в театр им. Вахтангова, очень везет, — говорил в интервью Евгений Князев, — потому что у них полно работы. В Вахтанговском театре сегодня пять сцен, и эти пять сцен нужно наполнять, и у нас везде жизнь бурлит».
Интерес к новой работе молодого режиссера настолько велик, что билеты на ближайшие спектакли распроданы. Но «Пуф...» стоит того, чтобы быть увиденным, сейчас или позже.
Комментарии