Государство и бизнес наращивают сотрудничество в сфере профессионального образования

Общество

34 Просмотры Откликов

Проект стал ответом на послание президента России Владимира Путина об исключительной важности наращивания кадрового потенциала, от которого зависит место России на мировой арене, её экономический и технологический суверенитет.

В 2022 году начали создаваться кластеры, представляющие собой образовательно-производственные центры, где колледжи и техникумы тесно взаимодействуют с предприятиями реального сектора экономики. Первые студенты могли выбрать специальности из списка длиной более двух десятков наименований.

В Свердловской области четыре колледжа — в Каменске-Уральском, Североуральске и Краснотурьинске — сформировали один из первых металлургических кластеров, обучающий целому спектру профессий: от добычи полезных ископаемых до производства глинозёма.

В первый год в кластере открылось 12 новых лабораторий по направлениям: металлургия цветных металлов, физическая химия, материаловедение, охрана труда, аппаратные химические технологии, электромонтаж, ремонт горного оборудования, сварочные технологии, аналитика по производству металлургического сырья.

— В 2022 году мы получили серьёзную финансовую поддержку от бизнеса — 106 миллионов рублей. Все наши преподаватели прошли стажировку на глинозёмных и алюминиевых заводах, где изучили необходимые современные технологии и методики, — рассказывает директор Краснотурьинского политехникума Надежда Ветчинникова.

В России заработали кластеры, в которых ведётся подготовка специалистов для предприятий цветной металлургии. Фото © Пресс-служба РУСАЛа

В России заработали кластеры, в которых ведётся подготовка специалистов для предприятий цветной металлургии. Фото © Пресс-служба РУСАЛа

Со временем образовательный процесс политехникумов заметно трансформировался. Практико-ориентированное обучение стало ключевым направлением изменений — в образовательный процесс интегрировали современные цифровые технологии: тренажёры и симуляторы.

— В Североуральском политехникуме в этом году первый выпуск: 5 групп, 107 человек, 39 из них уже имеют целевые договоры с крупнейшим работодателем. За три года мы модернизировали мастерские, обновили образовательные программы, внедрили программу раннего трудоустройства, оплачиваемые производственные практики, — делится директор Североуральского политехникума Юлия Минзарипова.

Через год с начала проекта — в сентябре 2023-го — в Братском индустриально-металлургическом техникуме и Тайшетском промышленно-технологическом техникуме за парты сели 250 студентов

Здесь заработал первый в Иркутской области образовательно-производственный кластер «Металлургия», в рамках которого созданы новые лаборатории и мастерские. Летом 2025 года 231 выпускника уже ждут на Богословском, Уральском и Братском алюминиевых заводах, а также на Североуральском бокситовом руднике.

— За последние три года мы инвестировали в подготовку учащихся колледжей свыше 400 млн рублей. В Свердловской области по программе мы создали с участием четырёх колледжей один из первых металлургических образовательных кластеров. В последний набор все бюджетные места оказались заняты, а 2/3 студентов по собственной инициативе заключили с нашими предприятиями целевые договоры, — рассказала заместитель генерального директора по управлению персоналом РУСАЛа и «Эн+» Наталья Альбрехт.

Марина Стеценко, выпускница Краснотурьинского политехникума, — аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов. Сразу после получения диплома пришла на работу в цех фильтрации и прокаливания аппаратчицей.

Выпускники образовательных учреждений обеспечиваются рабочими местами. Марина Стеценко — одна из таких выпускниц. Фото © Пресс-служба РУСАЛа

Выпускники образовательных учреждений обеспечиваются рабочими местами. Марина Стеценко — одна из таких выпускниц. Фото © Пресс-служба РУСАЛа

Алексей Карпов окончил программу по специальности «сварщик» в Североуральском политехникуме. Современные лаборатории и мастерские позволили молодому парню из глубинки стать участником всероссийских отборочных чемпионатов.

— Предприятия-партнёры сразу предлагали стажировки, а некоторые ребята получили предложения о работе ещё до выпуска. Самые активные студенты могли претендовать на дополнительные именные стипендии целевикам и победителям стипендиальной программы. Я уже подписал трудовой договор и продолжу учиться — планирую совмещать работу с заочным обучением в вузе, — говорит Карпов.

В рамках обучения особый упор делается на практику. Фото © Пресс-служба РУСАЛа

В рамках обучения особый упор делается на практику. Фото © Пресс-служба РУСАЛа

— Всего по программе мы создали три металлургических кластера — в Свердловской и Иркутской областях, в Красноярском крае. В этом году совместно с Правительством Хакасии запускаем четвёртый — на базе учебных заведений республики. Компания «Эн+» реализует четыре проекта в других отраслях экономики: кластер «Информационные технологии» создан в Краснодарском крае, кластер ТЭК и кластер «Туризм и сфера услуг» — в Иркутской области, а «Горнодобывающая отрасль» — в Тыве. Кластер ТЭК охватывает семь направлений подготовки сразу для восьми бизнесов компании, — продолжает Наталья Альбрехт.

В целом работающая программа дала хороший результат. На высокие показатели обратили внимание в правительстве. А буквально на днях, 23 июля 2025 года, президент России Владимир Путин подписал закон о новой форме образовательной деятельности — профессионалитете. Согласно документу в целях кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы колледжи и техникумы могут применять форму организации образовательной деятельности, предусматривающую участие работодателей в управлении учебными заведениями и организации обучения, включая практическую подготовку.

В образовательных учреждениях будут созданы управляющие советы, в чьи полномочия включены рассмотрение и согласование образовательных программ, программ развития учебного заведения, а также других вопросов совершенствования учебной, воспитательной и управленческой деятельности.

Закон вступит в силу с 1 сентября 2026 года. Это значит, что работодателям и ссузам не придётся с таким трудом прорываться в федеральные программы: новации стали частью профессионального образования на государственном уровне.

BannerImage

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии