История саунд-дизайна: от зарождения до современности

ЖенскийЖурнал

71 Просмотры Откликов

Первобытные общества использовали звуки природы, вокализацию и простые инструменты для общения и ритуалов, но саунд-дизайн (который так, конечно, никто тогда не называл) можно считать существующим со времен античности — он появился как неотъемлемая часть театра. Древнегреческие театры имели отличную, специально продуманную архитекторами акустику, благодаря которой реплики актера и ответы хора были слышны даже на последних рядах. Но не только реплики: батальные сцены в трагедиях или неуклюжие падения в комедиях тоже были слышны каждому. И это уже начало саунд-дизайна в современном понимании.

В Средневековье церковные хоры и монастырские молитвы использовались для создания возвышенных звуковых пейзажей. Звук военных тромбов и барабанов стал прочно ассоциироваться с маршами и победами. В эпохи Ренессанса и барокко появились новые музыкальные инструменты — и это тоже дало толчок к развитию саунд-дизайна. Ну а в 1913 году мир увидел «Искусство шумов» Луиджи Руссоло, в котором он перечисляет основные шумы (кряхтение, свист, человеческие возгласы, гром, стук и так далее), ставшие в итоге основой для будущего воплощения музыкантами необходимой атмосферы

Этот манифест считается первым официальным введением в новый вид искусства —формирования и воспроизведения звуков. Но термин «звуковой дизайнер» впервые был использован лишь в 1979 году, когда Фрэнсис Форд Коппола присвоил этот титул Вальтеру Мерчу за его работу над «Апокалипсисом сегодня». В отличие от стандартных терминов того времени, таких как «звуковой редактор» или «главный звуковой редактор», новая профессия, по мнению режиссера, лучше отражала роль Мерча в формировании общей звуковой концепции фильма и внесении творческого вклада в идею произведения.

В 2008 году Василий Филатов берется за просвещение российской аудитории в сфере саунд-дизайна. Он основал студию SoundDesigner.Pro, предвидев тенденцию роста технологического прогресса и роль аудио в нем. Ведь чем больше растет популярность гаджетов, тем больше продукта для них создается. А если это игра или видео, то они не могут обойтись без аудиосопровождения. Летом 2015 года Александр Филатов провел первое Sound Sunday в России, открыв всем желающим доступ к бесплатным мастер-классам. Мероприятие включало семинары по семплингу, синтезу звука и лекции о создании музыки из подручных средств. Количество посетителей равнялось более чем полутора тысячам. В ходе Sound Sunday Александр Филатов объявил об открытии двух факультетов Института звукового дизайна: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.

Сегодня даже по сравнению с 2008-м цифровые технологи продвинулись далеко вперед. Современный саунд-дизайн перешагнул рамки кинематографа и видеоигр. Звуковые ландшафты становятся неотъемлемой частью брендинга, а саунд-арт превращается в самостоятельное художественное творчество. Потому что саунд-дизайн от своего зарождения и до сегодняшнего дня — это в первую очередь искусство, обогащающее наше восприятие окружающего мира.

Фото: Unsplash, архивы пресс-служб

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии