Актриса сыграла принцессу Диану в новом фильме «Спенсер» — девичья фамилия принцессы Уэльской. И эту роль критики называют лучшей в карьере 31-летней актрисы и уверенно предрекают ей номинацию на «Оскар».
Известность пришла к Стюарт намного раньше, чем она получила
роль возлюбленной героя Роберта Пэттинсона в саге «Сумерки». Ей
было всего 12 лет, когда Кристен сыграла с
Надо отдать должное Стюарт: она выбралась из «сумеречной» зоны. И доказала способность играть и в артхаусных проектах: «Светская жизнь» Вуди Аллена, «Всё еще Элис», и две роли в картинах французского мэтра Оливье Ассайяса — «Зильс-Мария» и «Персональный покупатель». За фильм «Зильс-Мария» Стюарт получила «Сезар» — французский эквивалент «Оскара» — и стала первой американской актрисой, удостоившейся этой чести.
И вот еще один поворотный момент в карьере Кристен: ей с блеском удалось воплотить образ одной из самых известных женщин ХХ века, непохожий на все ее многочисленные киношные «реинкарнации». В этом году принцессе Диане исполнилось бы 60 лет, не погибни она в страшной автокатастрофе. Фильм «Спенсер» режиссера Пабло Ларраина не претендует на историческую достоверность. Недаром подзаголовок к картине — «Сказка о реальной трагедии». А действие происходит в 1991 году в резиденции Сандрингем в графстве Норфорк, где по традиции королевская семья всегда отмечает Рождество по приглашению королевы. И длится это три мучительных дня. В течение которых, по версии создателей фильма, Диана принимает решение развестись с принцем Чарльзом...
— Кристен, как вам нравятся сравнения с Дианой? Оказалось, очень соблазнительно после того, как вы сыграли принцессу, проводить параллели между вами — двумя молодыми женщинами, попавшими в ловушку собственной славы и известности...
— Я, честно говоря, устала от этой темы. Конечно, мне знакомы ощущения пойманного в ловушку человека. И я понимаю, что все имеют в виду мою роль в «Сумерках» и все, что связано с ними и в моей жизни, и в карьере. Многие хотят сказать гадость и поиздеваться над моим «сумеречным» периодом. Но лично я бесконечно горжусь и собой, и этими фильмами. Вот так. И память моя хранит только хорошие воспоминания. Несмотря на то, что мне отчасти довелось испытать маниакальный уровень славы и вмешательства в мое личное пространство.
Но разве можно сравнить масштабы моих проблем и Дианы? Большинство людей могут выбирать ту жизнь, которую они хотят. И я тоже могу, поскольку не являюсь частью многовековой институции. Такой как Британская монархия. Когда каждый шаг любого ее члена тщательнейшим образом изучается и критикуется. За Диану все было во многом предрешено, и ее жизненный путь предначертан — после того как она вышла замуж за принца Чарльза.
— Снято немало фильмов о героях, попавших в жизненные ловушки и пытавшихся обрести свободу выбора. А какой поворот в вашем фильме?
— В нашем фильме Диана предстает человеком, в котором бушует годами копившаяся ярость. И чувство бессилия, несмотря на все привилегии и возможности, которые кажутся столь привлекательными. В конце концов она оказывается не в состоянии дольше терпеть эту фальшь и ложь и решается на разрыв с принцем и королевской семьей...
— А что вы для себя лично вынесли из этого опыта — вернее, из того, что пережила ваша героиня? Взглянули ли по-новому на жизнь?
— Самый важный урок, я с возрастом его выучила, — не позволять никому принимать решения за себя. Ничего ведь не происходит просто так. Каждый день приходится выбирать, каждый шаг — результат личного выбора. Маленький шаг, большой, вперед или назад, или в сторону... Недавно одна из моих подруг переживала тяжелый развод. Я как раз только что отснялась в роли Дианы. И я ей сказала: «Слушай, ну ведь у тебя все равно есть право выбора, в конце концов! И никогда не поздно взять свою жизнь в собственные руки, как бы ни было это тяжело! Страшно — когда выбора нет».
— А что вам лично больше всего нравится в Диане?
— Меня восхищает ее способность сочувствовать людям, так
выражать симпатию, сострадание, что они воспринимали ее как
близкого друга. Она умела наводить мосты между самыми разными
людьми, и именно поэтому, мне кажется, ее справедливо называли
народной принцессой... Готовясь к роли, я долго и упорно занималась
с лучшим преподавателем речи, он работал и с Эммой Коррин, и с
— Интересно, вы сразу согласились сыграть Диану? Сомнений не было?
— Что вы, я сначала отнекивалась. Но когда получила сценарий, то поняла: надо соглашаться. Особенно учитывая, что я даже не англичанка и никаких заслуг перед королевской семьей у меня нет. Мне было семь лет, когда Диана погибла. У меня зеленые глаза, я маленького роста, а Диана высокая, у нее красивые глаза голубого цвета... В общем, где я и где принцесса? Это очень интересно играть, так что я уже не могла отказаться. Точно себя чувствовала бы негодяйкой. (Смеется.) А так я, будучи абсолютно чистым листом, могла рассчитывать в основном на интуицию.
Уже после того, как все закрутилось и завертелось, покатилось как снежный ком, я себя ощущала маленькой беспомощной снежинкой. Это правда. Никогда нельзя точно предсказать, как будешь себя чувствовать во время работы. Поэтому нельзя заранее говорить что-то типа: «Я знаю, как это сделать». Я никогда так не скажу. Обещаю: «Я постараюсь изо всех сил».
— В фильме рассказано о трех непростых днях из жизни принцессы Уэльской в королевском дворце во время Рождества. И вот в 1991 году Диана, по вашей версии именно в эти дни, принимает то самое решение, которое определило ее дальнейшую судьбу, — расстаться с Чарльзом...
— Никто точно не знает, когда именно Диана приняла это решение и что она на самом деле реально чувствовала именно в эти праздники. Наша история не претендует на то, чтобы снабдить публику новой информацией. Мы хотели показать свое видение того, что происходило в те дни в ее душе. Прежде всего в окружении членов королевской семьи она особенно остро ощущала свое одиночество. А в эти дни тем более, поскольку на фоне слухов о возможном разводе семья постаралась изобразить полную гармонию и сплоченность. Как будто ничего не происходит...
— Да, у вас нет претензий на достоверность, в отличие от той же «Короны»...
— Абсолютно. Хотя существуют неоспоримые факты. Например, что Диана действительно ненавидела семейные ужины или что она сидела рядом с принцем Филипом, который тоже не слишком жаловал любые помпезные и скучные мероприятия. И для нее отказ спуститься к столу становился едва ли не единственным способом «показать зубы»... В Диане намешано многое, иногда несочетаемое. Например, ее уникальная энергетика и харизма вряд ли вызывала особый восторг у людей сдержанных и консервативных. Она была живая, излучала тепло и в то же время словно вибрировала от своей хрупкости и уязвимости. И поэтому нуждалась в тепле, чтобы ее пожалели, успокоили...
— А что для вас оказалось самым трудным в этой роли?
— Во-первых, я хотела быть уверенной, что отношения Дианы и мальчиков будут правдивыми, не «нарисованными». Потому что принцесса похожа на женщину, реализовавшую себя именно в роли матери, когда она со своими мальчишками. Может быть, только в этой ипостаси и проявлялась ее истинная натура. И ее твердость — «не смейте со мной так обращаться!». Короче говоря, лучшее, что в ней есть, — материнство.
Ну и вторая трудность — передать ее заразительное обаяние, неподдельное, обезоруживающее. Она была классная, как бы сейчас сказали. Она родилась с этим уникальным даром. Всем казалось, что они ее хорошо знают, понимают, чувствуют. А на самом деле это ничего не значило... И не мешало ей, увы, чувствовать себя одинокой...
— А вы смотрели сериал «Корона»?
— Смотрела, и с огромным удовольствием. За ночь несколько серий проглотила. И я считаю, что Эмма Коррин, сыгравшая Диану в «Короне», проделала совершенно потрясающую, прекрасную работу. У нас никогда не было намерения конкурировать с этим сериалом. Совсем разные цели. Но нам это шоу невероятно помогло в процессе подготовки, и я очень рада, что оно есть.
— Вас тоже хвалят — все сходятся во мнении, что вам удалось ухватить суть принцессы Уэльской и передать ее энергетику и харизму...
— Если кому-то покажется мое исполнение далеким от идеального, я спокойно к этому отнесусь. Но надеюсь, что мне удалось почувствовать ее и хотя бы отчасти передать то тепло, которое она излучала... Иногда я представляла ее в роли моей мамы или лучшего друга. Мне хотелось подставить ей плечо, чтобы она могла поплакать... В общем, что уж говорить о тех женщинах, кто были ее ровесницами... И я хотела вот именно эти чувства передать, которые Диана вызывала у людей, и ее в них веру, которая оказывалась взаимной. Более того, я сама чувствовала обратный эффект от окружающих меня людей. Мы каждый вечер, вся наша съемочная группа, танцевали, плакали вместе... Снимали в начале этого года, со всеми ковидными проблемами, нас было в два раза меньше из-за того, что не все смогли выйти на работу: кто-то болел, кто-то был на карантине... Но я никогда еще не чувствовала такую связь с другими людьми, как во время этих съемок. И я думаю, это все благодаря Диане.
— Как вы думаете, принцы Гарри и Уильям посмотрят этот фильм?
— Слушайте, я не знаю, насколько они готовы соприкасаться в любом виде с историями, рассказанными о них и их семье. Мы снимали этот фильм с любовью к их матери. И совсем не стремились навязать свое мнение — в отличие от многих, кому кажется, что они точно знают и понимают все, что с ней происходило. Я верю, что Диана любила искусство во всем его многообразии. Думаю, ей было бы приятно, что мы по-прежнему о ней говорим, и любопытно, как ее себе представляем. Но и этого мы, разумеется, никогда уже не узнаем.
— К своим 30 годам вы многого добились как актриса. И семья у вас киношная...
— Да, я унаследовала любовь к этому цирку! (Смеется.) Мама работает со сценаристами, отец — помощник режиссера, брат — ответственный на площадке за все декорации и используемое оборудование: свет, камеры и так далее. Родители беспрерывно работали, но я не чувствовала себя брошенной. Вечно копалась в их сумках в поисках вкусняшек из кинобуфета. (Смеется.) В девять лет меня первый раз привели на съемку. Но я не чувствовала себя комфортно на пробах к рекламным роликам. Да и типаж у меня был неподходящий. Терпеть не могла танцевать с тугими косичками, и меня всегда ругали... Я вообще боялась танцевать, не умела, до тех пор пока не получила роль Дианы.
— Очень красивая сцена в фильме, где она танцует под разную музыку, перемещаясь во дворце из одной комнаты в другую...
— Кстати говоря, она ведь родилась и детство провела в доме Спенсеров, буквально в двух шагах от этой королевской резиденции в Норфолке. Так вот, эта сцена «вытащила» из меня танцовщицу. И теперь я готова безо всякого стеснения и смущения выйти и станцевать перед кем угодно! (Улыбается.)
— А какие наряды у вас! Диана в этом красивом и вызывающем реальное головокружение танцевальном марафоне их меняет бесконечно... И вообще за эти три дня ваша героиня поменяла не один десяток туалетов...
— По-моему, Диана использовала присущее ей чувство стиля и свои наряды как своего рода оружие, боевые доспехи. (Улыбается.) В завершение каждого съемочного дня Пабло давал мне полчаса самой выбрать одежду из огромного ряда вешалок для завтрашней съемки. А он искал музыку в это время. И говорил мне: «Мы снимаем не биографический фильм и не в хронологическом порядке. Только у тебя есть шанс рассказать эту историю. Слушай музыку и плыви по воле волн, и все получится само собой!» Сначала я нервничала, ведь я привыкла все держать под контролем. Я фанатик контроля, мне нужно заранее точно знать, что происходит и что будет происходить в следующую минуту.
Но в какой то момент, честное слово, случилось настоящее чудо, хотя понимаю, как глупо и по-детски это звучит... Я спускаюсь в очередной раз по этой парадной лестнице в королевской резиденции и чувствую, прямо кожей ощущаю и всеми фибрами души, что Диана здесь. Со мной вместе спускается! Чертовщина какая-то с привидениями, надо же. (Улыбается.) Впрочем, в фильме привидениям отведена особая роль... Диане то и дело мерещится — или нет? — призрак Анны Болейн, королевы, второй жены Генриха VIII, который отрубил ей голову, чтобы жениться на другой...
— Скажите честно, хотелось бы получить «Оскар» и стать королевой уже начавшегося наградного сезона?
— Естественно, мне хочется победить. В нашем бизнесе нет смысла пренебрегать возможностью занять лучшее место в голливудской табели о рангах. Пускай я совсем не стремлюсь к славе, но любой артист всегда хочет заполучить как можно больше признания. Это немножко разные вещи. В том числе для того, чтобы донести до мира свои представления о прекрасном. Я раньше была не слишком привередлива в выборе ролей — причем делала это вполне сознательно. Эх, а почему бы и нет? Что хочу, то и ворочу! Но теперь я, пожалуй, стану более осторожна. Мне кажется, я начала чуть лучше понимать, какой опыт лично для меня полезнее. Даже если это и не «взорвет» мир.
Комментарии