Кто виноват и что делать?
Существует распространённый миф о том, что "на рынке всегда два дурака: один покупает, второй продаёт". И якобы ответственность за скрученный пробег не может наступить, если договор купли-продажи составлен и машина уехала к новому владельцу. Но это не так. Любой товар ненадлежащего качества можно вернуть обратно владельцу, а договор купли-продажи — расторгнуть. Работает это почти во всех случаях, даже если нерадивый продавец внезапно "пропадёт с радаров" и перестанет брать трубку. Достаточно его паспортных данных.
Даже если бывший хозяин автомобиля "пойдёт в отказ", то можно заказать независимую экспертизу и с результатами о состоянии автомобиля спокойно обращаться в суд. Миллионных выплат, конечно, не добиться, но наказать обманщика можно законным путём, хоть и придётся подождать
Если сам факт продажи автомобиля со скрученным пробегом уже доказан, то продавцу можно предъявить претензии по статье 14.7 КоАП РФ. А вот дальше интереснее. Если продавец регулярно сбывал автомобили со скрученным пробегом, то коллективное заявление в органы поможет привлечь несостоявшегося миллионера к ответственности по статье 159 — "Мошенничество".
Но в России
Чуть реже корректируют цифры на одометре владельцы моделей ГАЗа и АвтоВАЗа — 45% и 44% соответственно. Пятёрку лидеров со скрученным пробегом замыкает японский автомобиль Honda с результатом 39%. Причина кроется в простоте конструкции этих автомобилей, а это, как отмечают аналитики, даёт больше возможностей для мошенничества.
Как проверить скрученный пробег?
Фото © AP Photo / Steven Senne, File
Другие знакомые по вторичному рынку автомобили, в числе которых оказались Chevrolet, Citroen, Hyundai, Nissan Opel, Peugeot, Renault, Toyota и Volkswagen, тоже попали в список. Почти у каждой третьей машины, популярной у россиян, заявленный пробег меньше реального.
Если за автомобилем ухаживали, определить настоящий пробег будет крайне тяжело. Найти достоверные данные через диагностический сканер на современном этапе развития технологий тоже, мягко говоря, непросто. В автомобилях, особенно в дорогих, от пяти до 10 электронных блоков, через которые можно считать настоящий пробег. Если процесс корректировки пробега делает грамотный мастер, то данные, подделанные через сканер, будут примерно одинаковы на всех блоках, а вот расхождения — серьёзный повод задуматься по поводу состояния автомобиля. Если есть хотя бы малейшие подозрения — такой автомобиль лучше не брать.
Владелец автосервиса по обслуживанию автомобилей BMW и Mercedes Андрей Тарасов отметил, что в премиум-сегменте электронных блоков может быть гораздо больше.
Это хорошо и плохо одновременно. Много блоков — больше работы, дороже услуга. И чем их больше, тем выше вероятность что-то пропустить, оставить "родной" пробег и ошибиться. Потом это, конечно, вскроется. Но если сделать всё грамотно и по каждому блоку несколько раз проверить, историю с пробегом автомобиля будет очень трудно отследить
Андрей Тарасов
Владелец автосервиса
И не нужно думать, что скрученный пробег на автомобилях — сугубо российская проблема. Этими преступлениями против автомобилистов промышляют и в Европе, и в Соединённых Штатах. Правда, с одним важным отличием. Продажа автомобиля со скрученным пробегом в странах, где за это введено наказание от штрафа до тюремного срока, — русская рулетка, расчёт в которой исключительно на внимательность покупателя. Если после покупки новый хозяин автомобиля заподозрит неладное, то продавца не просто оштрафуют, но и с помощью суда легко пустят по миру, потому что найти пострадавших от таких продаж — всего лишь вопрос времени.
В пресс-службе "Авто.ру" — одной из крупнейших онлайн-площадок по продаже автомобилей — отмечают, что определить пробег у подержанного автомобиля в России крайне сложно. Эти данные, по словам представителей пресс-службы, не фиксируются в обязательном порядке, а при частой смене владельцев продавец может даже не знать о том, что на машине "нечестный пробег". В некоторых моделях каждый второй автомобиль подвергался корректировке пробега. К тому же не всегда можно определить, кто именно несёт ответственность за скрученный пробег.
Важный шаг к улучшению качества и безопасности вторичного авторынка — это обязательное фиксирование пробега, но понадобится значительное количество времени и ресурсов, чтобы все подержанные автомобили в стране получили объективный и честный показатель пробега.
Сегодня определить, сколько километров в прошлом автомобиля, можно только двумя способами — при профессиональном осмотре на основе технического состояния машины и с помощью онлайн-сервисов. Это дополняющие друг друга этапы проверки
Пресс-служба
"Авто.ру"
Российские условия
Фото © piqsels.com
Несмотря на то что проданный даже на вторичном рынке автохлам можно законно вернуть владельцу, даже если это обычный человек, а не автосалон, скрученный пробег всё равно остаётся проблемой. Чтобы повысить доверие и стимулировать продажи, появляются не только автокредиты без залога, но и новые законопроекты. Уже известно, что ассоциация Российские автомобильные дилеры в феврале 2020 года направит на рассмотрение в Госдуму законопроект, который предполагает введение штрафов за продажу авто со скрученным пробегом.
В первую очередь это касается автодилеров — их, если верить данным от РОАД, могут начать штрафовать на 1 млн рублей и более. Правда, сам регламент разработают и представят чуть позже — пока непонятно, за какие именно нарушения будут штрафовать — за саму скрутку пробега или за продажу такой машины клиентам. Уже известно, что достанется и обычным перекупщикам — большим любителям скручивать пробеги у автомобилей перед продажей. Штрафы для этой категории "автолюбителей" планируют установить в диапазоне от 300 тыс. до 1 млн рублей. Автоюрист Владимир Лапин отметил, что теперь решать конфликтные ситуации с продавцами автомобилей будет проще.
Если появится норма в законе, которая будет назначать ответственность и регулировать её в зависимости от цены автомобиля, его состояния и много чего ещё, то добиваться в суде справедливости можно будет гораздо быстрее. Если законопроект примут как задумано, то автомобилисты будут избавлены от головной боли и смогут "наказывать" нерадивых дилеров практически сразу после покупки автомобиля
Владимир Лапин
Автоюрист
Однако какой будет судебная практика по новому закону, покажет время. К тому же многое в ответственности продавцов пока остаётся неясным. Юристы отмечают, что простое сокрытие пробега вполне тянет на хороший штраф, а если покупателя не предупредили о реальном пробеге и он вследствие разных причин попадает в ДТП и погибает, то здесь должна наступать уголовная ответственность. Уголовка, по мнению юристов, должна наступать и в том случае, если автосалон или обычный перекупщик неоднократно и сознательно, как говорят в таких случаях, "со злым умыслом" продаёт такие автомобили.
Сергей Андреев
Комментарии