
Термин "опасное вождение" был введён в правила дорожного движения постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 года и трактуется как неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в отказе уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдении безопасной дистанции и бокового интервала между автомобилями, резком торможении, за исключением экстремальных ситуаций, препятствовании обгону, если это создаёт угрозу аварийной ситуации.
Но на практике, как считает основатель проекта , опасное вождение — понятие более широкое. Например, в Испании действует законодательная норма, согласно которой водители могут быть привлечены к ответственности за управление автомобилем в опасной для вождения обуви (сланцы, туфли на высоком каблуке, обувь на танкетке и другие) или босиком, а также с обнажённым торсом или в купальном костюме. Ещё могут оштрафовать водителя, если пассажиры создают опасную ситуацию на дороге — например, положив ноги на переднюю панель. Сумма штрафа по этой статье составляет от 80 до 200 евро (6600–16 600 рублей).
Подобные правила есть в Великобритании и Франции. Но в России же до сих пор нет ничего подобного. По данным исследований, зачастую именно нарушение внимательности является частой причиной ДТП. Так, например, в 2020 году в ходе социального опроса 3% признались, что попадали в ДТП из-за отвлечения внимания, а 49% подтвердили, что имеют привычку отвлекаться от дороги, и 5% указали, что отвлекаются часто
По мнению, указанному в проекте "20 идей по развитию России", статью об опасном вождении необходимо дополнить. В первую очередь нужно предусмотреть ответственность за вождение в опасной обуви (сланцы, шлёпанцы, тапочки без задника, валенки, обувь на высоких каблуках и танкетках) или босиком. Во-вторых, необходимо запретить есть за рулём во время вождения или делать макияж. И в-третьих, предлагается ввести штраф за использование наушников во время вождения. Они не просто снижают способность слышать то, что происходит вокруг, но в них содержится и другая опасность — музыка или иной аудиоконтент, который блокирует уши, мешает сосредоточиться на вождении и притупляет способность мозга адекватно воспринимать реальность органами чувств.
Как считает создатель проекта, перенимая успешный опыт и законодательно ограничивая опасное поведение со стороны водителей, можно сократить уровень травматизма и количество смертей на дорогах России.
Комментарии