Ломали психику советским малышам: 5 самых мрачных и депрессивных мультиков из СССР

Общество

27 Просмотры Откликов

Мы привыкли думать, что детские мультфильмы должны быть весёлыми и яркими. Но в СССР малышей часто сажали перед экраном, где вместо смеха их ждали страх, тоска и тревога. Казалось бы, зачем? На самом деле в этом был глубокий замысел: такие истории воспитывали эмпатию, умение сопереживать чужой беде и слушаться старших. Правда, иногда создатели перебарщивали — и тогда мультики получались настолько мрачными, что казались скорее фильмами ужасов для детей.

Зачем детям смотреть грустные мультики

Фото © ТАСС / Фотохроника ТАСС / Юрий Белинский

Фото © ТАСС / Фотохроника ТАСС / Юрий Белинский

Сегодня родители часто выбирают для малышей яркие, весёлые и беззаботные мультфильмы, где нет ни капли драмы. Кажется, что так ребёнок будет счастливее. Но психология развития говорит о другом: дети нуждаются не только в смехе, но и в сопереживании. Грустные сцены, даже в мультфильмах, помогают ребёнку впервые безопасно проживать тяжёлые эмоции — печаль, страх, разочарование.

Маленький зритель учится распознавать чувства, которые однажды встретит и в реальной жизни

В отличие от настоящей трагедии, на экране всё происходит понарошку и под контролем: есть сюжет, есть взрослые рядом, которые могут объяснить, утешить. Такой опыт формирует у ребёнка эмпатию и сострадание, делает его способным понимать чужую боль и откликаться на неё.

Опыт СССР: мультики как школа эмоций

Фото © ТАСС / Фотохроника ТАСС / Иван Баранов

Фото © ТАСС / Фотохроника ТАСС / Иван Баранов

В Советском Союзе эта идея была особенно заметна. Мультфильмы часто не просто развлекали, а воспитывали — через боль, тоску и даже трагизм. В них ребёнку показывали, что мир сложен и не всегда справедлив, но рядом есть взрослые, которых нужно слушаться и уважать. Это был своеобразный инструмент социализации: малыш учился сопереживать, понимать последствия поступков и ценить заботу старших.

Все эти мультфильмы, о которых мы сегодня расскажем, были про то, что мир полон трудностей, но их можно преодолеть. Через образ грусти и страха детям показывали: не всё под твоим контролем — и именно поэтому рядом должны быть взрослые, их опыт и советы.

Те самые мультики из СССР, которые доводили до депрессии

Некоторые советские мультфильмы были настолько мрачными, что даже взрослым казались тяжёлыми. Угрюмые пейзажи, медленные диалоги, печальные концовки — всё это могло пугать детей вместо того, чтобы учить их сопереживанию. В таких случаях эффект воспитания оборачивался тревогой и страхами. Тем не менее сама идея — через грустные истории воспитывать в ребёнке мягкость, эмпатию и понимание мира — остаётся актуальной и сегодня. Главное, чтобы баланс был выдержан: немного грусти помогает сердцу расти, но слишком сильный мрак способен его ранить. Давайте вспомним, какие именно мультики могли травмировать в детстве и вас.

«Северная сказка» (1979)

Фото © Кадр из мультфильма «Северная сказка», режиссёр Раса Страутмане, сценарист Александр Тимофеевский / Kinopoisk

Фото © Кадр из мультфильма «Северная сказка», режиссёр Раса Страутмане, сценарист Александр Тимофеевский / Kinopoisk

Этот мультфильм основан на легендах северных народов. В центре истории — чукотская мать-одиночка, воспитывающая троих сыновей. Она весь день хлопочет по хозяйству, пока дети предаются играм. Когда женщина заболевает и просит сыновей принести ей воды, никто так и не откликается — ребята слишком увлечены своими забавами. Вечером, вернувшись домой, они обнаруживают, что мать превратилась в птицу и улетела. Сюжет бьёт прямо в сердце любого ребёнка — ведь это воплощение самого страшного детского кошмара: потерять маму.

2. «Пони бегает по кругу» (1974)

Фото © Кадр из мультфильма «Пони бегает по кругу», режиссёр Лев Атаманов, сценарист Юнна Мориц / Kinopoisk

Грустная притча о маленьком пони, который всю жизнь проводит в зоопарке, катая детей в тележке. Под лирическую песню раскрывается его тайное желание — выйти на военный парад, маршировать в строю рядом с солдатами. Однажды в зоопарк приходит генерал в отставке, катается в повозке и на миг возвращается мыслями в собственное детство. Но иллюзия быстро рушится: генерал больше не станет ребёнком, а пони никогда не увидит парад. Финал оставляет чувство безысходности и тоски по несбыточным мечтам.

3. «Седой медведь» (1988)

Фото © Кадр из мультфильма «Седой медведь», режиссёр Леонид Каюков, сценаристы Владимир Данилов, Владимир Галкин / Kinopoisk

Фото © Кадр из мультфильма «Седой медведь», режиссёр Леонид Каюков, сценаристы Владимир Данилов, Владимир Галкин / Kinopoisk

История о мальчике Иване, которого подбросили на крыльцо старой знахарке. Он рос в тайге, помогал приёмной матери искать травы и однажды встретил медведицу с дочкой, умевших превращаться в людей. Годы спустя Иван полюбил подросшую девушку-медвежонка, но охотники убили её и мать. От горя Иван поседел, превратился в медведя и отомстил врагам. В этой трагической сказке жизнь героя сгорает в пламени утрат: потеря семьи, любви и дома превращает его в мифическое существо. История наполнена болью, но в ней звучит и тема жертвенности, и попытка сохранить память о тех, кого любишь.

4. «Воспоминание» (1986)

Фото © Кадр из мультфильма «Воспоминание», режиссёр Владимир Арбеков, сценарист Владимир Данилов / Kino-teatr

Фото © Кадр из мультфильма «Воспоминание», режиссёр Владимир Арбеков, сценарист Владимир Данилов / Kino-teatr

Трогательный мультфильм показывает, как бабушка ведёт внучку в школу и вспоминает собственное детство в годы войны. Разрушенная школа, сожжённая деревня, тяготы военного времени — и маленькая девочка, которая, несмотря ни на что, пытается остаться ребёнком. Она воображает себя учительницей зверей с плаката, играет, будто ничего не случилось. Это история о силе детской фантазии, которая помогает выжить даже в самые страшные времена. Смотреть её особенно тяжело сегодня, ведь в памяти оживает трагедия целого поколения.

5. «Про мамонтёнка» (1983)

Фото © Кадр из мультфильма «Про мамонтёнка», режиссёр Борис Аблынин, сценарист Александра Свиридова / Kinopoisk

Фото © Кадр из мультфильма «Про мамонтёнка», режиссёр Борис Аблынин, сценарист Александра Свиридова / Kinopoisk

Эта версия истории о мамонтёнке ещё более мрачная, чем известный мультфильм «Мама для мамонтёнка». События разворачиваются во времена ледникового периода. Стадо уходит от надвигающегося ледника, но одна мамонтиха отказывается спасаться — её детёныш исчез. Оказывается, малыш нашёл цветок и решил, что это его единственный друг. Он не хочет расставаться с находкой — и в итоге мать погибает под обвалом, пытаясь его уговорить. В финале мамонтёнок замерзает, обняв цветок хоботом. Тяжёлый, трагичный сюжет показывает, как привязанность и упрямство могут стоить жизни, и оставляет ощущение безысходной печали.

Сегодня, когда экраны пестрят яркими картинками и мультфильмами без намёка на драму, советские мрачные истории кажутся слишком тяжёлыми. Но у них была своя миссия: они учили ребёнка сопереживать, понимать чужую боль и доверять взрослым. Да, иногда сценаристы перегибали палку, превращая сказку в маленькую трагедию, — и это могло пугать больше, чем воспитывать. Но именно в этой смеси грусти и надежды формировалась способность к эмпатии, которой так не хватает современному обществу. Сегодня важно найти баланс: не лишать детей радости и смеха, но и не закрывать для них дверь в мир сложных эмоций. Ведь сострадание рождается не в солнечных улыбках, а там, где сердце умеет откликаться на чужую беду. А ранее Life.ru рассказывал про навыки советских людей, которые было бы здорово снова привить современным россиянам.

BannerImage

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии