В недавно вышедшей книге об Илоне Маске упоминается, что одно из первых слов, которые выучил его подрастающий сынишка Экс, было chopsticks — «палочки для еды». Имеются в виду те палочки, которыми едят в Японии и других азиатских странах. И малыш запомнил это слово, потому что отец-ракетостроитель часто берёт мальчика с собой на совещания в SpaceX, а там постоянно говорят о башне обслуживания, которая работает именно как chopsticks: она аккуратно, но крепко захватывает ракетную ступень своими железными руками — точно так же, как японец захватывает палочками что угодно, лежащее на тарелке. В этом и есть смысл «Мехазиллы». Маск её так прозвал за гигантские размеры (в честь знаменитого Годзиллы из старого японского фильма). Высота башни — около 140 метров.
Компания SpaceX возводила её на космодроме Starbase в Техасе несколько лет, притом вопреки ругательствам со стороны Федерального авиационного управления США, которое было этим сооружением крайне недовольно. И вот наконец настал долгожданный момент: огромные «палочки» успешно приняли и удержали приземляющуюся 122-метровую сверхтяжёлую ракету Super Heavy, которая, по замыслу Маска, однажды отправит к Марсу корабль Starship с экипажем астронавтов.
Приземление ракеты Super Heavy на башню обслуживания «Мехазилла» 13 октября 2024 года
Это был уже пятый по счёту испытательный полёт. Вторая ступень, то есть сам Starship, благополучно отлетала запланированную программу и погрузилась в океан. Но особенно важным было как раз опробовать в деле «Мехазиллу». Это была первая попытка, а сделать подобное с первой же попытки в космонавтике практически никогда не надеются. Вернее, конечно, надеются, но мысленно готовятся ко всему. В данном случае всё получилось.
Но для чего же такая конструкция, когда Маск уже наладил возвращение своих ракет Falcon на платформу? Здесь дело, пожалуй, прежде всего в том, что, когда ракета возвращается на платформу, её надо везти назад на космодром. Если платформа ждёт посреди океана, то, соответственно, нужны спецсуда, вертолёты, то есть это очень дорогостоящее мероприятие. И забирать откуда-то и перевозить такое тяжеловесное нечто, как Super Heavy, мягко говоря, совершенно не хочется.
Кроме того, хотя «Фальконы» уже давно встают на платформу ровно и без проблем, всё равно каждый раз сохраняется волнение насчёт того, что равновесие нарушится и ступень эпично упадёт и взорвётся. Меж тем «железные руки» удерживают самую большую и тяжёлую ракету в истории во время её приземления.
Ракета Super Heavy на башне обслуживания Mechazilla на
космодроме Starbase в американском штате Техас. Фото ©
И, наконец, ещё один стратегически важный плюс: эта «Мехазилла» не просто принимает ракету в свои объятия – именно с неё ракета и стартует в космос. И когда после полёта ракета встаёт на космодром в «руки» башни обслуживания, то остаётся только провести её «техосмотр», заново заправить и водрузить на неё следующий Starship.
Маск неоднократно говорил, что для межпланетных путешествий, для освоения Марса и продвижения человечества в космос он считает необходимым создать не просто многоразовую, а «быстро многоразовую» ракету: rapidly reusable rocket. Чтобы Starship мог полететь к Марсу, его нужно будет сначала отправить на околоземную орбиту, а вдогонку ему отправить ещё несколько таких же кораблей, нагруженных топливом. Понадобится дозаправка в космосе, чтобы горючего хватило на долгие месяцы полёта к Красной планете. И, конечно, было бы прекрасно отправлять все эти корабли не каждый раз на новом сверхтяже, а на одном и том же, который можно возвращать на башню и сразу готовить к новому пуску.
А чтобы всё это не выглядело слишком далёкой и туманной перспективой, предприимчивый Маск намерен использовать всю эту систему Starship для запусков своих многочисленных спутниковых созвездий Starlink и вдобавок предлагает её как идеальный в смысле скорости способ межконтинентальных передвижений.
Комментарии