
Муза великого
Мы не будем отдавать дань советской журналистике и писать
некрологи. О

Гайдай, который не мог прожить без любимой Нины и минуты, не баловал ее главными ролями. Он ей и вовсе не давал «развернуться», разве что в «Бриллиантовой руке». Но она всегда оставалась локомотивом семьи, с тем самым укоряющим и одновременно смиренным взглядом: «Я знаю, у тебя не открытый, а закрытый перелом».
Перелом был действительно закрытым: снявшись почти в 70 фильмах,

Впервые Гребешкова и Гайдай встретились на съемках киноповести «Трижды воскресший», а всенародная слава пришла к ней после картины «Кавказская пленница». Режиссер предложил ей сыграть медсестру из психиатрической больницы. После этого Нина уже почти всегда снималась в его картинах. Но — в эпизодах. Зато каких! Кстати, она могла и не сниматься, при этом все равно оставалась его правой рукой. Например, Нина Гребешкова не играла в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но, по большому счету, дала зеленый свет этой работе.

«Именно Нина Гребешкова сыграла ключевую роль в появлении фильма. Изначально режиссер планировал снять картину в более серьезном жанре и рассматривал произведение Михаила Булгакова «Бег», — говорят кинокритики. — Но после того, как Нина Павловна с мужем посмотрели спектакль по пьесе писателя «Иван Васильевич», она предложила использовать этот сюжет для следующей картины».

Гребешкова и Гайдай не раз показывали, что такое счастливая семья. Например, в короткометражной картине «В пути» грузинки Мери Анджапаридзе, сестры актрисы Верико Анджапаридзе и матери Георгия Данелии. Кстати, в этой же картине снялась и их дочка Оксана. Как относилась Нина к тому, что супруг, знаменитый режиссер, выделял для нее только эпизодические, хотя и яркие образы? Как-то она то ли в шутку, то ли с обидой резюмировала: «Слава богу, ни одной картины ему не испортила».

Актриса всегда выглядела спокойной и рассудительной, хотя в ее жизни кипели страсти. «Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно, — рассказывала Гребешкова. — И ему, думаю, тоже. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим — не знаю».
История Гайдая и Гребешковой — не первая и не последняя: что только не происходило в кино и по ту сторону камеры. И теперь об этом могут знать только они.
Комментарии