Мем — уже давно не новое явление. Со временем это понятие стало не просто смешной картинкой, но и дополнительным заработком. В 2020 году автосалон Fresh Auto решил использовать для продвижения онлайн-услуг мемы. Они публиковались как совместно с текстами, так и отдельно, размещались на форумах, в специализированных группах, социальных сетях и на отраслевых сайтах.
Всего было сгенерировано около 30 мемов с юмористической составляющей относительно страхов, а также преимуществ онлайн-продаж. Все они были запатентованы как интеллектуальная собственность и принадлежат компании, то есть при их использовании должна быть ссылка на неё.
— Данные изображения защищены авторским правом. Кроме того, на каждом меме размещён товарный знак — лого компании. Для получения патента на мем необходимо оформить заявку и подать её в Роспатент

Фото © Shutterstock
Однако существуют нюансы, которые ещё не учитывает законодательство. Если поменять цвета или персонажа в меме, он уже не будет принадлежать компании и будет считаться другим, хотя по сути и по содержанию будет идентичен.
— Конечно, в этом случае можно провести экспертизу, доказать идентичность, но на это нужно время, и в целом сложно отследить все каналы. В нашем случае мемы защищены имущественным правом (исключительное право на использование произведения), что даёт возможность автору и его правопреемникам (наследникам или тем, кому автор продал права) использовать произведение. То есть мы можем продавать изображения (мемы) для размещений на сайтах каких-либо компаний и зарабатывать на этом, — говорит PR-менеджер компании.
Анастасия Камышникова подчеркнула, что конкретно автосалон использовал мемы для привлечения внимания к конкретной услуге, которую необходимо было продать. В результате удалось достичь поставленной коммерческой цели — увеличить онлайн-продажи в компании до 20%, а в мае был зафиксирован рекорд продаж онлайн — 82%. Нельзя сказать, что компания заработала именно на мемах, но в том числе благодаря им удалось получить финансовую выгоду.
Стоит учесть, что заработок на меме зависит от многих факторов: будет ли человек специально продавать готовый мем или же будет отслеживать его использование и уже привлекать к ответственности через суд людей, которые его "украли".
— У мема нет фиксированной цены. Его автор сам назначает цену. Если он попросит за мем 500 рублей и найдёт тех, кто готов приобрести или использовать его за эту стоимость, столько автор и заработает. На мой взгляд, мемов с котиками слишком много. Я не думаю, что кому-то будет нужно их приобретать для создания контента, так как в открытом доступе в фотобанке есть много таких, которые можно использовать, — говорит Анастасия.
Эксперт советует предпринимательнице из Москвы продать свой мем в закрытый фотобанк, откуда она будет получать около 10% от каждой покупки своей картинки. В среднем в фотобанках изображение стоит 500 рублей, то есть на руки 50 рублей. При хорошем раскладе предпринимательница сможет получать 500 рублей в месяц при условии, что её мем будет пользоваться спросом.
Стоит отметить, что недавно 34-летний американский художник-концептуалист и программист Райдер Риппс на аукционе цифрового искусства заработал значительную сумму за известный мем Deal with it.
Комментарии