От саратовского двора до МХАТа: как Табаков учился работать в команде и побеждать
Олег Табаков родился в Саратове в семье врачей. Война пришлась на его раннее детство: отец ушёл на фронт, возглавив санитарный поезд, мама работала в госпитале. Такие реалии привели к раннему «взрослению» будущего артиста. Уже школьником он стал посещать театральный кружок, который превращал обычных подростков в людей сцены: там учились слушать партнёра, искать правду в простых сценах, не бояться.
Олег Табаков — один из основателей легендарного «Современника». Фото © РИА «Новости» / Михаил Озерский
В саратовском доме и во дворе, на самодеятельной сцене, у него формируется приучение к ответственности, которая позже обернётся и директорской, и педагогической работой. И ещё — доверие к коллективу: «командная психология», ставшая для Табакова нормой, родилась именно в саратовском кружке и коммунальных кухнях, где слушать — не менее важно, чем говорить.
В 1953 году Табаков поступил в Школу-студию МХАТ — на курс Василия Топоркова
Инфаркт в 29 лет: как Табаков держал «Современник» на пределе сил
Табаков стоял у истоков театра «Современник», который стал самостоятельной площадкой в 1957 году. Для него это время стремительного роста: «Вечно живые», «Голый король», «Обыкновенная история» — неполный список спектаклей. Артист выкладывался по полной, что в конечном итоге привело к проблемам со здоровьем: в 29 лет Табаков переносит инфаркт. Причина — нагрузка за пределами человеческой выносливости. Но и это не остановило актёра, он продолжает работать: театр, радио, съёмки.
Олег Табаков прославился как актёр, режиссёр и мастер дубляжа. Фото © РИА «Новости»
В 1970 году Табаков стал директором театра, и именно его решение поддержать Галину Волчек в качестве главного режиссёра обеспечит учреждению устойчивость после ухода Олега Ефремова во МХАТ. Этот опыт «управления при полной загрузке» позже станет ключевым — Табаков поймёт, что современный театр держится на трёх китах: художественная воля, уважение к труппе и умение принимать реальность.
Кот Матроскин, Барбос, Гарфилд: почему голос Табакова узнает каждый
У миллионов людей имя Табакова связано прежде всего с голосом — тёплым, чуть ленивым, с фирменной улыбкой на выдохе. Он стал голосом Кота Матроскина в мультфильме «Простоквашино», озвучивание у Табакова — не эпизод, а целая программа. В мультфильмах он строил образ не только тембром, но и синтаксисом: пауза, сдвиг ударения, подчёркнутая деловитость — и вот персонаж живёт. Также артист озвучил пса Барбоса, оставшегося за хозяина, в не менее знаменитом мультфильме «Бобик в гостях у Барбоса».
Другая линия — дубляж зарубежных картин. Табаков стал голосом ленивого кота Гарфилда в одноимённом фильме, в «Рататуе» — шефа Гюсто, и это попадание из серии «лучше не придумаешь»: наставник, который говорит с тобой как с равным и не навязывает авторитет силой. В целом же его манера озвучания — пример редкой актёрской этики: он никогда не «перекрывал» режиссуру, а аккуратно приводил звуковую партию к смыслу сцены, добавляя то самое «человеческое тепло», за которое зритель так любит классический отечественный дубляж.
Голос Табакова, как и его роли в «Семнадцати мгновениях весны», «Каштанке», «Розыгрыше», «Обломове», «Мэри Поппинс» — уже часть культурной памяти.
«Табакерка»: как из угольного подвала родилась легенда
История театра «под руководством Олега Табакова» («Табакерки») начиналась буквально «из земли»: в конце 1970-х он с единомышленниками нашёл полузатопленный подвальный угольный склад на улице Чаплыгина. Пространство очистили своими руками. В 1986 году выходит приказ о создании студии под руководством Табакова, а в марте 1987-го «Табакерка» официально открывается спектаклем «Кресло».
Парадокс в том, что маленькая сцена с 114 местами по драматургическому напору и концентрации игры быстро сравнилась с большими площадками. Театр рос: к исторической сцене добавилась новая — на Сухаревской с почти 400 мест, современным звуковым оснащением, собственным производственным комбинатом. Но главное — росла художественная репутация: «Табакерка» стабильно выдавала спектакли-события и выстраивала собственную школу актёрского ансамбля.
Олег Табаков возглавлял театр и воспитал поколение звёзд сцены. Фото © РИА «Новости» / Владимир Вяткин
«Табакерка» стала и территорией воспитания — через театр прошли десятки артистов, режиссёров, педагогов. Среди выпускников маэстро — Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова, Елена Майорова. После смерти Олега Табакова театр сохранил своё имя и развивает заложенную им систему.
Жёны, дети и наследие: непростая личная жизнь Табакова
Личная жизнь Табакова всегда находилась рядом с профессией, а не в стороне от неё. Его супругами были актрисы Людмила Крылова и Марина Зудина; дети — Антон, Александра, Павел и Мария. Дети Олега Табакова пошли по его стопам и связали свою жизнь с кинематографом. Причём особо в этом деле преуспели сыновья Антон и Павел. Младшая дочь Мария родилась, когда актёру уже было за 70, а между его старшим и младшим ребёнком разница в возрасте составляет более 40 лет.
Наследие Табакова сегодня — это не только театр, но и институты, которые продолжают работать: «Табакерка» со сценами на Чистых прудах и Сухаревской, образовательные проекты, спектакли МХТ, где по-прежнему действует «табаковская» этика, главное кредо которой — вера в силу коллектива.
Комментарии