Юбилейная версия "Звёздного корабля" приземлилась буквально чуть-чуть более жёстко, чем надо.
Это было подло. Весь мир целых восемь минут ликовал: наконец-то все баки сдюжили, наконец-то топливо подаётся с хорошим напором и даже ни один двигатель не отказал. Юбилейный, десятый прототип "Звёздного корабля" так красиво и торжественно поднялся на запланированные десять километров, лёг горизонтально, начал снижение, вернулся в вертикальное положение и, как все думали, безупречно плавно опустился на платформу.
Внимательные зрители, правда, после приземления заметили в эффектном тумане мощную струю воды, которая старательно поливала нижнюю часть ракеты. Оказывается, всё-таки был удар о посадочную площадку, в топливном отсеке произошло воспламенение и включилась автоматическая система пожаротушения. Не помогло.
И всё же прогресс очевиден, по крайней мере по сравнению с тем, что было до сих пор: впервые этот корабль хотя бы проделал всё, что нужно, от начала и до конца без сбоев.
Тернии
Испытания прототипов начались в апреле 2019 года. С тех пор их было в общей сложности уже 16. Корабль тестировали по частям.
Starhopper
Кадр из видео YouTube /
По сути, нижняя часть корабля
Starship Mk1
Кадр из видео YouTube /
Это та часть, где находится топливо. Задача была проверить, насколько она герметична. Неудача: плохо сварены швы.
Starship SN1
Это был тест на давление: снизу шёл наддув жидким азотом.
Starship SN2
Это то, что находится между стархоппером и топливным баком, — "шайба", в которой закреплены двигатели. С ней всё нормально.
Starship SN3
Проверка топливных баков. Один не выдержал, вслед за ним развалились и другие.
Starship SN4
Топливные баки плюс "шайба". По отдельности испытаны успешно, а вот вместе взорвались: что-то не так с механизмом отсоединения от стартового стола.
Starship SN5
Кадр из видео YouTube /
То же самое, что SN4, только на этот раз получилось: поднялся на 150 метров и благополучно сел.
Starship SN6
Кадр из видео YouTube /
Аналогичен предыдущему прототипу, только двигатель усовершенствованный. Опять же, всё в порядке.
SN7
Под этим порядковым номером были проверки стальных баков: надо было посмотреть, какое максимальное давление они способны выдержать. Соответственно, давление увеличивали, пока они не лопались.
А теперь собираем все части этого конструктора, добавляем верхушку, в которой будут находиться люди либо ещё какой-то ценный груз, и получаем первый полноценный прототип.
Starship SN8
Кадр из видео YouTube /
Поднялся на высоту 12,5 километра. Запускали уже на трёх двигателях. Два из них во время приземления неважно сработали: оказалось, что топливо подавалось под слабым напором. Из-за этого корабль не смог замедлиться как надо, и "Старшип" рухнул и разбился.
Starship SN9
Взлетел на десять километров, успешно повернулся горизонтально, стал снижаться, снова "встал" вертикально, но один из двигателей во время торможения не запустился вообще. Итог ясен.
Соответственно, следующий, 11-й прототип должен будет сделать очередной шаг — взлететь, сесть, — и желательно, чтобы вообще ничего не случилось ни до, ни во время, ни после. Обещают испытать после 24 марта.
Как будет летать Starship в итоге
Разумеется, сам корабль с заявленным грузом — полторы сотни тонн — не сможет на своих шести двигателях преодолеть земную гравитацию, для этого ему нужен сверхтяжёлый носитель Super Heavy с 28 двигателями. Его создают на основе успешно летающих "фальконов". Итого получается конструкция высотой в 120 метров.

Кадр из видео YouTube /
После того как Super Heavy доставит корабль на орбиту, он отделится и вернётся на Землю. У Starship после этого, по сути, два варианта, в зависимости от поставленной задачи. Если надо что-то или кого-то доставить, скажем на МКС, то больше ничего не требуется: корабль выполнит миссию и тоже прилетит обратно. А вот если нужно отправиться к Луне или Марсу, понадобится дозаправка в космосе. Для этого специально создаются точные копии "Звёздного корабля" с одним-единственным отличием: их груз — топливо, а именно — жидкий метан плюс жидкий кислород в качестве окислителя. Так и называются: Starship Tanker.
Куда Starship будет летать
На околоземную орбиту
Помимо полётов к МКС предполагается использовать корабль для доставки спутников и других полезных грузов. В SpaceX подчёркивают, что "Старшип" вполне мог бы поднять в космос телескоп "Хаббл" и, вообще, он самый вместительный.
Вокруг Земли за 60 минут
Существует проект международных перелётов на Starship. По расчётам, корабль может доставить пассажиров, скажем, из Лондона до Нью-Йорка менее чем за полчаса.
Кадр из видео YouTube /
На Марс
В 2017 году глава SpaceX Илон Маск на презентации этого проекта показал, что для экспедиции к Красной планете надо будет запустить вслед за первым "Старшипом" пять танкеров. Они стыкуются с кораблём, вливают топливо и улетают домой. А корабль готов к долгому путешествию. До Марса лететь шесть-восемь месяцев.
Кадр из видео YouTube /
Кстати, это заправка только для полёта в один конец. Чтобы вернуться на Землю, нужно будет заблаговременно наладить производство топлива на Марсе.
К Луне
Во-первых, NASA выбрало SpaceX в качестве одного из подрядчиков по программе "Артемида", нацеленной на возвращение людей на Луну. Уже разрабатывается соответствующая версия корабля: Starship Lunar lander. Он сможет спускать астронавтов с окололунной орбитальной станции Gateway на поверхность и поднимать их обратно.
А во-вторых, есть проект DearMoon. Это будет шестидневный полёт: Starship долетит до Луны, облетит вокруг неё и отправится назад. Прямо как у Жюля Верна в книге "Из пушки на Луну". А ещё это траектория знаменитого "Аполлона-13" (вспоминаем фразу "Хьюстон, у нас проблемы" из фильма с Томом Хэнксом). Миссия намечена на 2023 год. Полетят миллиардер из Японии Юсаку Маэдзава и ещё восемь человек, для которых он выкупил билеты.

Несколько дней назад завершился приём заявок от великого множества желающих со всей Земли. Маэдзава хочет, чтобы это были люди разных творческих профессий, которые получат в космосе вдохновение для создания новых произведений.
Комментарии