В 2025 году существует множество способов сочинять музыку. Можно делать её на компьютере в специальных программах, можно научиться играть на сэмплерах, драм-машинах и синтезаторах, можно шуршать по ковру контактным микрофоном и записывать таким образом жанр «нойз». Можно, наконец, поиграть на таком древнем инструменте, как электрогитара. Но наш герой пошёл дальше: он делает древнейший русский инструмент, гусли. Играет на них сам и продаёт другим музыкантам. Знакомьтесь с Артёмом Колесниковым, гусельных дел мастером.
Артём Колесников — кто он?
Артём Колесников родом из Твери. Сейчас ему 32 года и работает он гусельных дел мастером. Звучит как профессия из прошлого, но Колесников действительно зарабатывает себе на жизнь созданием этих древних славянских музыкальных инструментов, которые также встречаются у чувашей под названием «кĕсле», у удмуртов под названием «крез» и у татар под названием «гюсле». В общем, у всех соседних народов были похожие дощечки со струнами, под аккомпанемент которых слепые старцы напевно рассказывали былины. В 2025 году осталось не так уж и много людей, кто всю жизнь положил на продолжение гусельной традиции. Одним из этих людей является Артём.
Почему именно гусли?
В России есть множество народных инструментов. Балалайка и аккордеон — популярная классика, хотя если быть точными, то появились они лишь в XIX веке. Древние славяне таких звуков ещё не знали. Дудка или её древнеславянская, чуть более громкая разновидность, жалейка, — славянская пастушеская классика, это действительно древний инструмент. Варган — им пользовались как славяне, так и народы Крайнего Севера. Нарс-юх — струнный щипковый инструмент оленеводов-хантов. Но почему Колесников выбрал именно гусли? Сам он говорит так:

Можно, конечно, ответить, что они мне нравятся своим звучанием. Но, думаю, это довольно примитивный ответ. Здесь всё явно намного глубже, а глубина, как по мне, не нуждается в словах.
При этом процесс производства — трудоёмкий и долгий. Порой сама подготовка может занять неделю, а то и две. Поэтому Артём всегда закладывает на производство гуслей определённое время. Гусли — изделия штучные, и каждая ошибка может стоить очень дорого. Гусельных дел мастер полагается исключительно на чувства. «Идёт как идёт, полное доверие к жизни и её процессам. И я рад, что заказчики это понимают», — говорит он.
Как Артём Колесников пришёл к производству гуслей
Это может показаться шокирующим, но Колесников пришёл к увлечению русской культурой через брейк-данс. Это произошло ещё в 2011 году, тогда Артём учился на первом курсе политехнического института. Так он и познакомился с настоящей русской культурой, традиционными песнями, народными инструментами. Примерно тогда Артём впервые увидел настоящие гусли дома у чемпиона РФ по брейк-дансу Андрея Юшина, лидера команды All the most.

Я был в восхищении от аутентичных русских песен, подлинных историй о былом. Я впитывал всё как губка, у меня было ощущение, словно я пришёл домой, где тебе рады и любят. Сказать, что я был заворожён звучанием гуслей, — ничего не сказать. И себе я тогда уверенно сказал, что не знаю как, но моё будущее будет связано с ними и я буду их мастерить.
Через полгода после этих событий Артём познакомился с Сергеем Горчаковым, мастером гусельного дела. Тот жил в деревне, но это не остановило Колесникова. Будущий мастер стал ездить к Горчакову, подружился с ним, перенял азы столярного дела и в 2012 году изготовил свои первые гусли. На вопрос, что связывает человека с гуслями в эпоху цифровых синтезаторов и нейросетей, Колесников отвечает просто: «Простота, единение и «общение» с живым материалом, из которого они изготавливаются. Ну и, разумеется, звук, эксперименты с которым я постоянно провожу. Ищу то самое, заветное, что будет нести свет и исцеление».
Самая лучшая работа мастера
Лучшие гусли Артёма колесникова и гусли Алины Кропочевой, производства того же мастера. Фото © Личный архив Артёма Колесникова
Своей лучшей работой Артём сейчас называет гусли, которые он изготовил на основе археологической находки. Это инструмент XIII века, который нашли в Новгороде. Вряд ли на них играл Садко, ведь он жил на сто лет раньше, но инструмент максимально близок к легендарному купцу и музыканту из новгородской былины. И творческая жилка мастера дала о себе знать: от исторических гуслей, по сути, осталась только форма. Но их всё равно заказывают чаще всего. Видимо, был создан общественный резонанс.

Это своего рода реплика, только со значительными изменениями. Здесь я сделал и большее количество струн, и полностью изменил эстетическую составляющую, добавил резьбу, привнеся в инструмент древний растительный орнамент, который решил закончить головой волка. Можно сказать, что в основном в древности я нахожу вдохновение, там я вижу силу, чистоту и выверенность, которую и стремлюсь явить в наш мир современных технологий. Всё же в то время люди ближе были к природе. Считаю, что без этой силы мы не сможем ощутить, что значит быть человеком.
Для Артёма каждый инструмент — как ребёнок. Предпочтения могут меняться со временем, но все гусли мастер любит на самом деле одинаково. А в его «портфолио» есть и классические «кюсле», и экспериментальные работы в разных тональностях. Порой он делает удивительные инструменты с таким количеством струн, которое в Древней Руси просто невозможно было вообразить. Например, шлемовидные гусли, которые мастер сделал для Алины Кропочевой: на них 21 струна и древнерусский узор из XVI века. Он расположен в центре, а также по бокам, где создаёт инструменту красивые «крылья».
Процесс производства гуслей: Сколько времени уходит, насколько это дорого
Артём утверждает, что каждая работа требует особой подготовки,
поэтому в точности сказать время, нужное для создания конкретных
гуслей, невозможно. Фото © VK /
Свои любимые гусли Артём делает где-то два или три месяца. Процесс может затянуться, если сам мастер и резчики, с которыми он работает, оказываются загружены заказами. А более простые модели, представленные в его мастерской, можно произвести быстрее: это полтора или два месяца. В среднем гусли мастера стоят 60 – 120 тысяч рублей. Но за самую дорогую работу ему заплатили 300 тысяч.
А кто клиенты? Что за люди покупают гусли в 2025 году?
К клиентам у Артёма Колесникова, как у настоящего мастера, отношение особое. Каждый инструмент — произведение искусства. Коллекционеров у Артёма практически не бывает: он смог вспомнить только одного такого заказчика. В основном это люди, влюблённые в русскую культуру и русскую музыку, те, кому становится легко на душе, как только они услышат звук древнего русского инструмента.

Это какие-то удивительные и в основе своей глубокие, мыслящие люди, про таких можно сказать «с ним есть о чём помолчать». С какими-то я очень сильно сближаюсь, и мы становимся друзьями. С какими-то мы в приятной тишине создаём очередной гусельный венец. Отмечу, что создаём именно мы, так как сила намерения и положительный настрой заказчика оказывает очень весомый вклад в основу нашего взаимодействия.
Алина Кропочева, гуслярша из Москвы, как раз из таких. Для неё Артём изготовил беспрецедентный инструмент на 21 струну. На её гуслях выполнена резная композиция, изображающая крылья, а орнамент уходит далеко в XVI век. «Заказы чаще всего на основе представленных моделей в моей мастерской, с небольшими дополнениями или изменениями, будь то иное резонаторное отверстие, тональность или древесина, из которой будет изготовлен инструмент», — рассказывает Артём. — «Я не знаю, как это происходит, но я могу считать внутренний мир пришедшего ко мне человека и явить его в гусельном образе. Так произошло с Алиной, посмотрите, на мой взгляд, они прекрасно друг другу подходят».
В каком настроении можно садиться за гусли
По мнению Артёма Колесникова, это весьма философский вопрос. С одной стороны, популярно мнение, что к такому сакральному инструменту, как гусли, нельзя прикасаться, если у вас не всё в порядке с эмоциональной сферой. «В разлаженном состоянии лучше не играть и не делать какое-либо действо. В целом в этом есть доля правды», — рассуждает Артём. И тут же добавляет: «Но бывает и наоборот: берёшь инструмент в руки в не самом лучшем состоянии и начинаешь наигрывать, как тут же происходит сонастройка, ты приходишь в себя, в так называемую гармонию, начинаешь пребывать в тихой радости, так же и с изготовлением. Поэтому работает и то, и то». В ходе разговора Life.ru и Артём пришли к выводу, что надо делать то, что велит сердце. А на вопрос, что бы сказали гусли о нашем времени, мастер отвечает следующее:

Будьте водой, землёй, солнцем и небом, будьте живым, честным, настоящим и преданным чистоте помыслов. Живите и радуйте!
Всегда приятно пообщаться с людьми, которые любят своё дело и
достигли в нём больших успехов. Гусли — это инструмент, поиграть на
котором хотя бы раз в жизни должен каждый. Это не так сложно, как
может показаться на первый взгляд: инструмент можно сделать в
определённой тональности, и вы ни разу не ошибётесь в нотах, когда
начнёте играть. В этом сила поистине народных инструментов.
Комментарии