Хаяо Миядзаки — японский режиссер, сказочник и создатель знаменитых на весь мир мультипликационных шедевров, поражающих своей красотой и бессчетным количеством деталей. Красочные, многогранные и по-детски искренние работы Миядзаки трогают самые дальние уголки сердец. Однако в нарисованных сказках режиссер прятал далеко недетские переживания и трагедии реального мира. Так как же ему удалось помочь нам найти в себе внутреннего ребенка и подружиться с ним?
Туберкулез, самолеты и одиночество
Детство Хаяо пришлось на трудный для родной Японии период: будущий сказочник родился в 1941 году, в самый разгар Второй мировой войны. Потрясшие мир перемены оставили неизгладимый отпечаток в судьбе и личности Хаяо, сделав его ярым противником фашизма и убежденным пацифистом.
С самого раннего детства мальчик рос жадным до знаний. Он отчаянно восхищался самолетами, что позднее проявится в подавляющем большинстве его мультшедевров. Отец мальчика, Кацудзи Миядзаки, в военные годы работал на фабрике «Миядзаки Эйплейн», производившей комплектующие детали для самолетов модели 6M Zero.
Семья будущего режиссера была многодетной, а сам Хаяо стал вторым из четырех сыновей
Студия Гибли и оглушительный успех
В 1979 году Миядзаки снял свою первую ленту «Люпен III. Замок Калиостро», до этого выполнял обязанности аниматора, художника-постановщика, сценариста. В феврале 1982-го в журнале «Анимэйдж» он начал печатать роман в картинках «Навсикая из Долины ветров», а уже спустя два года появился одноименный мультфильм.
Благодаря творческому тандему Миядзаки и Такахаты в 1985 году была создана ставшая культовой студия Ghibli («Джибли» или «Гибли» в европейской традиции), чье название стало отсылкой к давней страсти Хаяо — самолетам. Именно на этой студии были сняты почти все полнометражные работы великого сказочника.
«Унесенные призраками» имели громкий успех не только в Японии, но и далеко за ее пределами. Подтверждением кассового безумия стала премия Берлинского кинофестиваля и «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».
Другая работа мастера, «Ходячий замок», на 61-м Венецианском кинофестивале получил приз за техническое мастерство. Ну а на 62-м кинофестивале в Венеции уже сам Миядзаки удостоился «Золотого льва» за вклад в мировое киноискусство.
Феномен Миядзаки
Так в чем же магия мультфильмов Миядзаки? Почему мы снова и снова пересматриваем «Ходячий замок», «Унесенные призраками», «Рыбку Поньо на утесе»? Отчего мы вновь и вновь окунаемся в волшебные миры японского сказочника, удивляясь и восторгаясь, словно в первый раз? В его шедеврах оживают мифы и мечты — здесь не властны суровые законы современности.
Миядзаки не копирует действительность, не стремится к канцелярской точности, но придумывает свою собственную реальность — порой жесткую, сложную, но все так же по-детски искреннюю. В работах Миядзаки как нечто само собой разумеющееся появляются ведьмы на метлах, заколдованные демоны, боги, драконы, лилипуты и даже борцы за природное наследие. Все его вымышленные персонажи сплетаются с честью, мучительным выбором, хитростью и неизменной победой силы духа, которых так не хватает в нашем современном мире.
Мастер мультипликации ищет свое вдохновение… в своей аудитории. Каждое его действие — это словно очередной мостик, соединяющий его с миром почитателей его творчества. Известно, что именно так и появился мультфильм «Унесенные призраками». После объявления об уходе на пенсию в 1997 году режиссер пригласил друзей на свою дачу в горах. Дочь его друга и ее сверстники вдохновили Миядзаки. Дети очень болезненно переживали переходный возраст и были чрезвычайно апатичны. Автор решил, что должен создать мультфильм для 10-летних девочек. Ведь для этого возраста практически ничего не выпускается, а журналы переполнены романтикой.
«Я почувствовал, что это совсем не то, что близко их сердцу, не то, чего они хотят», — вспоминает режиссер.
Так и родился шедевр, который завоевал не только сердца маленьких детей, но и вполне себе взрослых, состоявшихся людей.
Хаяо удается держать зрителя в напряжении, даже когда на экране не происходит никакого действия. Спокойные сцены, в которых персонаж вглядывается в даль или просто праздно сидит, предаваясь рефлексии — одна из особенностей мультфильмов Миядзаки. В одном из интервью Миядзаки объяснил пользу таковых:
«Если у вас в фильме одно действие сменяется другим без возможности вздохнуть спокойно, вы делаете это ради денег. Но если есть моменты в фильме, где напряжение ослабевает, фильм переходит в другое измерение. Если же фильм постоянно держит в напряжении, вы бесчувственны».
Может поэтому вот уже на протяжении почти полувека все взрослые и дети неизменно обращаются к шедеврам Хаяо, погружаясь в волшебные миры, словно в сказочное укрытие от жестокой реальности? Ведь каждому из нас необходимо время от времени поверить в сказку — и это совершенно не зависит от того, сколько нам лет на данный момент, ведь у волшебства, веры и искренности, способных победить все, совершенно нет возраста.
«Фантастика нам нужна. Когда дети чувствуют себя бессильными и беспомощными, вымысел облегчает им жизнь… У меня нет никаких сомнений в силе вымысла как таковой. Но правда, что создатели фантастики теряют убедительность. Больше и больше людей говорят: ''Я не могу в это поверить''. Но, по-моему, дело лишь в том, что еще не создана фантастическая история, которая могла бы противостоять современному сложному миру», — считает режиссер, который в этом году отметил свой 82-й день рождения.
Фото: Getty Images, Legion Media, пресс-служба Кинокомпании Пионер
Комментарии