Микросон на скорости 130 км/ч: как усталость убила Виктора Цоя
Официальная версия гласит, что в момент аварии Виктор Цой находился в состоянии крайней усталости, что привело к засыпанию за рулём. Согласно материалам следствия, предыдущая ночь прошла без полноценного сна — музыкант работал, занимался записями и планированием осеннего тура. Утро началось рано: около 5:00 он встал, чтобы отправиться на рыбалку, а затем — в обратный путь. После нескольких часов бодрствования и активного отдыха певец сел за руль «москвича», направляясь в обратном направлении.
Следователь Эрика Ашмане, занимавшаяся делом, утверждала, что никаких признаков технической неисправности автомобиля не было. Экспертиза показала: машина была исправна, тормоза и рулевое управление работали, колёса не имели повреждений. На основании этого, а также характера столкновения пришли к выводу, что музыкант просто не реагировал на дорожную ситуацию.
Согласно отчётам, в момент аварии автомобиль двигался со скоростью от 100 до 130 километров в час. Дорога была сухой, погода — ясной
Виктор Цой погиб при столкновении с автобусом «Икарус». Фото © ТАСС / Рухадзе Анатолий
Экспертиза крови Цоя исключила наличие алкоголя или наркотических веществ. Это, с одной стороны, снимает подозрения в опьянении, но с другой — ещё больше подогревает вопросы: если он был трезв и здоров, почему заснул? Некоторые психологи объясняют это накопившейся усталостью: напряжённый гастрольный график, ночные записи, эмоциональная нагрузка и недавние личные переживания могли привести к микросну — состоянию, когда мозг буквально отключается на несколько секунд. На скорости более ста километров в час даже секунды потери контроля достаточно для катастрофы.
Сторонники официальной версии уверены, что именно сочетание этих факторов и стало роковым.
Эксперты против следствия: что не учли в деле о гибели Цоя?
Сторонники этой версии считают, что трагедия могла быть вызвана вовсе не усталостью Цоя, а сочетанием особенностей дороги, погодных условий и, возможно, технических нюансов, которые следствие не учло или недооценило. На первый взгляд трасса, по которой ехал певец, кажется ровной и относительно безопасной: асфальт, разметка, минимальное количество крутых поворотов. Однако независимые исследования, проведённые спустя годы, показали, что участок, на котором произошло столкновение, таит в себе скрытые опасности.
В 2000-х годах петербургский центр независимых экспертиз «Аргумент» под руководством Татьяны Потлачук провёл повторную реконструкцию событий. Их специалисты выехали на место аварии, чтобы оценить дорожную обстановку. Оказалось, что в районе, где погиб рок-исполнитель, проезжая часть сужалась, а кустарники и придорожные деревья ограничивали обзор. На обочине находились металлические сигнальные столбики, которые в случае экстренного манёвра могли сыграть роковую роль, вынудив водителя вернуться на проезжую часть.
Фото © Shutterstock / FOTODOM / hbzyg
Кроме того, эксперты обратили внимание на то, что траектория движения автомобиля, зафиксированная в отчётах следствия, не соответствует поведению водителя, который просто уснул. Это наблюдение даёт основание предположить, что Цой не спал, а пытался справиться с неожиданной ситуацией на дороге.
Ещё один фактор — состояние дорожного покрытия. Местные жители рассказывали, что летом 1990 года на этом участке дороги шли ремонтные работы, а полотно было неровным. Даже небольшое смещение колёс при высокой скорости могло привести к тому, что автомобиль потеряет устойчивость, особенно если водитель в этот момент был занят манёвром или наблюдением за встречным транспортом.
Роковая кассета: мог ли магнитофон убить Виктора Цоя?
Среди множества версий, обсуждаемых поклонниками и журналистами, есть одна, которая на первый взгляд кажется почти бытовой, но при этом имеет мощный эмоциональный оттенок. Она гласит, что в момент аварии Цой мог отвлечься на магнитофон, пытаясь поменять или переставить аудиокассету.
Эта версия базируется на том факте, что в машине музыканта был найден магнитофон с кассетой, а в бардачке лежала ещё одна. Соответственно, нельзя исключать, что незадолго до столкновения Цой мог переключать стороны кассеты или вставлять новую — возможно, с записями будущего «Чёрного альбома».
В пользу этой версии говорит и тот факт, что в то время автомобильные магнитофоны не были столь удобны и безопасны, как сегодня. Чтобы поменять кассету, водителю приходилось отводить взгляд от дороги и действовать обеими руками, особенно если он хотел аккуратно вставить ленту, не повредив её. При этом, если машина уже шла на скорости около 100–120 км/ч, даже 3–4 секунды невнимательности могли оказаться фатальными.
Однако у этой гипотезы есть и слабые места. Экспертиза, проведённая после аварии, не подтвердила то, что магнитофон был включён или что кассета находилась в руках водителя.
Айзеншпис vs Цой: кому могла быть выгодна смерть рок-идола?
Юрий Айзеншпис был человеком, который во многом сформировал карьеру Виктора Цоя в конце 80-х. Он был не только продюсером, но и организатором гастролей, переговорщиком с концертными площадками и посредником между музыкантами и крупными госструктурами. После смерти Цоя в прессе и среди поклонников начали циркулировать слухи, что именно Айзеншпис мог быть заинтересован в устранении музыканта.
Продюсера Юрия Айзеншписа подозревали в причастности к смерти Цоя. Фото © ТАСС / Яцина Владимир
Сторонники этой версии приводили разные мотивы. Одни утверждали, что Цой в 1990 году собирался уехать за границу, где у него уже были предложения о сотрудничестве. В случае отъезда он мог разорвать контракт с Айзеншписом, что означало бы для того колоссальные финансовые потери. Другие считали, что Цой хотел взять творческую паузу и временно прекратить гастроли, что также подрывало планы продюсера.
В те годы шоу-бизнес в СССР находился в стадии формирования и нередко «выгодные» артисты оказывались объектом давления со стороны организаторов. На этом фоне версия о том, что авария была заказана, не казалась фантастикой для поклонников, привыкших видеть за громкими событиями невидимую руку.
Но слабость этой конспирологической версии заключается в отсутствии прямых доказательств. Никаких улик, указывающих на причастность Айзеншписа к организации ДТП, нет, к тому же это очень ненадёжный способ убийства. Более того, близкие к нему люди утверждали, что смерть Цоя стала для продюсера ударом не только эмоционально, но и финансово: он потерял ключевую фигуру своего проекта.
СССР трещит по швам. Кто мог убрать Цоя?
СССР в 1990 году находился на пороге распада. Общество было политически напряжённым, а молодёжь всё активнее выражала протестные настроения. Виктор Цой и его песни — особенно «Перемен!» — уже стали символами протеста. Некоторые поклонники и журналисты выдвигали версию, что власти могли посчитать артиста слишком влиятельным и потенциально опасным.
Виктор Цой к концу 80-х — один из самых популярных артистов. Фото © ТАСС / Александр Чумичев, Александр Шог
Аргументом в её пользу выдвигали и то, что трагедия произошла в Латвийской ССР — республике, где в 1990 году уже активно шли митинги за независимость, и любое крупное событие с участием звезды могло быть использовано в пропаганде.
Кроме того, в конце 80-х за Цоем могли вести негласное наблюдение: на концертах группы «Кино» иногда фиксировали присутствие людей в штатском, а тексты некоторых песен вызывали недовольство партийных функционеров.
Но и эта точка зрения не выдерживает никакой критики, хотя бы потому, что к 1990 году советская власть испытывала глубочайший кризис и КГБ было явно не до точечного устранения артистов.
Более того, песня «Перемен!» к этому моменту уже стала фактически народным гимном, поэтому гибель её автора могла вызвать эффект, противоположный желаемому: усилить протестные настроения, а не подавить их.
Комментарии