
Знаменитый танцор
Народный артист России не раз говорил о том, что постановка Юрия Григоровича по масштабу замысла, сложности режиссуры и хореографии – вне конкуренции. Тем не менее, как ректор Академии имени А.Я. Вагановой он не смог обойти вниманием хореографическую версию Василия Вайнонена, поскольку она дает прекрасную возможность для профессионального и творческого роста его воспитанников. Юные танцовщики из Академии Вагановой исполнят «Щелкунчика» именно в этой постановке — единственной существующей ныне классической версии этого легендарного спектакля.
Сейчас без балета «Щелкунчик» невозможно представить себе новогодние и рождественские праздники. Но так было не всегда. Официальная премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года. Либретто к нему написал директор императорских театров Иван Всеволожский, а постановщиком стал (после отказа Мариуса Петипа) Лев Иванов. Балет шел более трех десятилетий, но без особого успеха. О хореографии Льва Иванова почти не сохранилось информации. Единственное, о чем мы можем составить представление – «Вальс снежных хлопьев», признанный критиками тех лет шедевром. До наших дней он сохранился исключительно благодаря тому, что в 1934 году его, пусть и с некоторыми изменениями, использовал в своей постановке Василий Вайнонен, знакомый с первой версией спектакля.
«Щелкунчик» стал для Вайнонена третьей балетной постановкой в
Мариинском театре и первой полностью самостоятельной работой.
Главные партии в премьерном спектакле исполнили молодые в ту пору
танцовщики
«Щелкунчик» Василия Вайнонена примечателен также решением первого акта, в котором хореограф максимально реалистично передает тёплую атмосферу семейного праздника, и неожиданной интерпретацией второго, когда вместо кукол Мари и Принца-Щелкунчика встречают живущие в сказочном городе люди – именно они исполняют испанский, арабский, китайский, русский танцы, французскую пастораль.
«Только в этом спектакле можно увидеть вместо привычного для нас финального па-де-де главных героев их адажио с участием четырех галантных кавалеров и сольные вариации — дань существовавшей когда-то балетной традиции», — рассказал Николай Цискаридзе. Финал балета Вайнонена тоже был новаторским для своего времени: Мари не остается навсегда с Принцем в чудесном городе, а просыпается, и сказочный мир становится лишь воспоминанием. Такая трактовка вполне соответствует трагическим глубинам музыки Чайковского и превращает детскую историю в произведение с серьёзным философским подтекстом.
В последний раз Николай Цискаридзе исполнил любимую роль Щелкунчика в 2013 году. И теперь, десять лет спустя, мы увидим танец его воспитанников. Сказка продолжается!
Комментарии