100 лет назад в Москве
Новое явление окончательно оформилось и узаконилось спустя 13 лет — к 1925 году, когда на улицы столицы вышли 200 специально закупленных для такси автомобилей марок «Рено» и «Фиат». Они катались по городу по единым правилам, включая таксу за проезд. С тех пор этот день отмечают 21 июня.
Спустя сто лет — в век интернет-технологий — дальнейшее развитие городского такси идёт по пути простоты вызова, скорости подачи автомобиля клиенту и безопасности поездки как таковой.
Как должно выглядеть современное, удобное и безопасное во всех смыслах такси, можно понять, если присмотреться к современным компаниям, например «Яндекс Go». Ещё в 2017 году приложение компании заняло 10-е место в мировом рейтинге приложений для поездок по требованию. А в 2024 году с помощью этого сервиса россияне проехали 18,8 млрд километров. Это в три раза больше расстояния от Земли до Плутона.
Сейчас сервис встречает клиента набором передовых протоколов и технологий безопасности. Они включают ряд пунктов, каждый из которых важен так же, как и остальные. Начать стоит с динамического ценообразования. Заказывая машину через смартфон, пассажир сразу видит стоимость поездки и обоснование цены: специальный индекс спроса, который отражает, что именно влияет на неё в конкретный момент времени.
Если заказов больше, чем машин рядом, возникает повышающий коэффициент, он помогает уехать тем, кто спешит и кому важно это сделать срочно, пусть и дороже. Если же не торопиться, можно подождать, когда час пик закончится, и цена снизится. А кроме этого всегда можно выбрать между классами авто, чтобы оптимизировать затраты.
Система, в которой работают водители, учитывает стаж партнёра программы: на более сложные маршруты (они просчитываются в течение секунд после вызова такси в приложении) алгоритмы подбирают наиболее опытных и аккуратных таксистов. В целом приложение оператора постоянно отслеживает работу шофёра и всячески мотивирует его к развитию профессионального подхода к извозу.
Такси на улицах Москвы. Фото © РИА Новости / Мария Девахина
Например, электроника следит за усталостью рулевого. После максимальных 11 часов, проведённых за баранкой, доступ к новым заказам блокируется и открывается не менее чем через 6 часов.
С помощью фотоконтроля перед началом смены также отсекается возможность мошенничества, когда за руль садится не зарегистрированный таксист, а, скажем, его приятели, которым он мог передать свой аккаунт. При этом на старте работы — при регистрации в «Яндекс Про» — каждый водитель также обязан загрузить в систему для проверки фотографии водительских прав, паспорта и документов на машину.
Дальше, опираясь на дорожную обстановку, система рассчитывает и сам маршрут, и его длительность и по реперным точкам отслеживает отклонения. Таким образом, операторы сервиса получают сигнал о возможном ДТП, в которое могло попасть такси, либо на нештатную ситуацию, если вдруг машина «заблудилась» и поехала не туда. В этом случае они немедленно обзванивают и таксиста, и его пассажиров, чтобы выяснить, в опасности ли они, и, исходя из полученных данных, принимают соответствующие решения.
В целом, отмечают водители, работающие с системой, работать с ней просто и комфортно даже новичку: информация о рейтинге, доступных тарифах и остальная статистика находятся в профиле водителя, а чтобы начать работу, достаточно нажать кнопку «На линию». При этом каждый водитель сам определяет время своей работы — в этом плане «Яндекс Go» годится как для постоянного заработка, так и для подработки.
В потоке машин экипажи такси хорошо заметны. Фото © РИА Новости / Алексей Майшев
Пассажиры бывают разные, конфликты случаются — и у каждого водителя есть свои стратегии поведения в этих случаях. Кто-то отменяет заказ при виде явно неадекватных заказчиков, кто-то высаживает их по пути. В каждом случае операторы системы разбираются с ситуацией, и если понятно, что проблема на стороне пассажира, то водителю компенсируют напрасный пробег.
Однако с одной актуальной проблемой — перебоями с сигналом GPS — водителю придётся работать самостоятельно. В Сети появляется множество лайфхаков, как пользоваться системой общественного Wi-Fi при приёме заказов и построении маршрута, однако лучший выход — отличное знание города.
О пассажирах разработчики системы тоже позаботились. В пользовательском приложении любой клиент сервиса может найти раздел «Безопасность». Там находятся 3 кнопки, которые могут помочь в экстренной ситуации: SOS для быстрой связи с местными экстренными службами, «Отправить маршрут» и «Экстренная ситуация». Все они нацелены на оперативную помощь едущему в такси, если во время поездки произошла нештатная ситуация.
Комментарии