Чему новым звездам российского телевидения стоит поучиться у ведущих старой закалки и возможно ли читать новости, падая со стула?
Бессменная ведущая программы «Время» на Первом канале стала
героиней истории, достойной украсить любое пособие для начинающих и
даже опытных работников прямого эфира. Не участницей или
свидетельницей, а именно героиней, и вот почему. Во время
очередного выпуска новостей, когда
«Не любой журналист мог бы справиться с подобной ситуацией, в
этом случае Катя молодец, — говорит легендарный диктор
За плечами Екатерины Андреевой — бесценный опыт, который она смогла перенять у легенд советского телевидения. А ведь им приходилось работать совсем в других условиях. Никаких суфлеров — ассистенты писали текст на обратной стороне обойного рулона, вовремя «перематывая». Никакой, даже секундной импровизации и, конечно, никакого права на ошибку. В 1960—1970-е годы, когда телевизионную культуру буквально возвели в культ, дикторы были не только источником информации, но и примером для подражания целого народа. И ни один зритель не догадался бы, что порой происходило по ту сторону камеры на самом деле. За одну только оговорку можно было получить «черную метку», которая поставит крест на карьере и профессиональной репутации.
«Нашим монтажерам я бы памятник при жизни поставил. Они же в
считаные минуты умудрялись подготовить любой материал, — вспоминал
Современным телеведущим, среди которых теперь и блогеры, и юные
музыканты, наверное, не приснится и в страшном сне, какой огромной
машиной было телевидение несколько десятилетий назад. А как дорог,
а часто невозможен, был «ремонт» репутации дикторов!
Если же оплошность диктора не носила международного характера,
то дело ограничивалось строгим выговором. Однажды такое
предупреждение получила
«Сердце сжимается, когда слышишь полуграмотного ведущего или горе-журналиста с плохим русским языком, которые безжалостно транжирят эфирное время, заполняя его бессодержательной болтовней», — говорит Елена Труханова, комментатор советских радиопередач «Новости музыкальной жизни» и «В рабочий полдень».
Стоит ли обвинять современных телезвезд, живущих в век свободы слова и искусственного интеллекта, в предательстве профессии? Вряд ли. Во-первых, вердикты теперь выносят, как правило, не «сверху» — это делает зритель. Да и странно было бы слышать в начале развлекательной передачи торжественное приветствие «дорогим товарищам» и вопрос ведущего, не пропустил ли зритель утреннюю гимнастику. Но речь не о том, что темы для эфиров и манера поведения ведущих в кадре изменились. Смена поколений и приоритетов касается любой профессии. Научатся ли герои нового времени так же триумфально справляться в кадре с непредвиденными обстоятельствами, как Екатерина Андреева и ее учителя? «Время», как всегда, покажет.
Комментарии