Тайна сибирского старца. Почему император Александр I поменять царство на скитания

Общество

159 Просмотры Откликов

1 февраля 1864 года скончался знаменитый на всю Сибирь старец Федор Кузьмич. О его прошлом не было известно ничего. Но по косвенным признакам можно было сделать вывод, что это весьма образованный человек, знавший нравы и быт петербургской аристократии и двора, по какой-то причине отрекшийся от прежней жизни.

Еще при жизни старца возникла легенда, что в действительности он является инсценировавшим свою смерть императором Александром I. Убедительно опровергнуть эту гипотезу не удалось до сих пор.

Появление

Первое документально зафиксированное появление Федора Кузьмича произошло спустя десятилетие после смерти императора. Мужчина был задержан в Пермской губернии за подозрительное поведение. Он странно и уклончиво отвечал на вопросы, словно пытаясь что-то скрыть. В нем заподозрили беглого крепостного и доставили в участок

Там он назвал свое имя – Федор Кузьмич Козьмин, но отказался сообщать какие-либо подробности о себе, своем сословии, родстве, месте жительства, профессии. Документов у него также не было.

Александр I на смертном одре. 1825 год. Фото © wikipedia

В результате его приговорили к 20 ударам кнутом за бродяжничество и отправили в сибирскую ссылку. Уже там выяснилось, что бродяга отнюдь не так прост, как кажется. Он был грамотен, хорошо знал священные книги, обладал богатыми знаниями по истории и свободно разговаривал на французском, хотя и старался скрывать это от окружающих. Скоро и местные жители стали догадываться, что Федор Кузьмич не простой человек. Молва о старце пошла по всей Сибири, богатые купцы оказывали ему покровительство (хотя жил он весьма аскетично), побеседовать с ним приезжали церковные деятели. Слух о чудо-старце дошел даже до центральной части России. Известно, что писатель Лев Толстой приезжал в Сибирь, чтобы встретиться с загадочным странником.

В период его жизни в станице Белоярской впервые возникла легенда, что Федор Кузьмич на самом деле император Александр I, инсценировавший свою смерть, чтобы провести остаток жизни в скитаниях и духовных исканиях. Началась эта легенда с того, что одному из казаков, который некогда служил в столице и видел императора, показалось, что старец очень сильно напоминает покойного самодержца.

Сам Федор Кузьмич негативно воспринял эти слухи и вскоре уехал из станицы. Однако в дальнейшем они преследовали его по всей Сибири. Последние годы жизни старец провел в Томске, где его поселил у себя его главный почитатель – местный купец Семен Хромов.

Келия старца Феодора Кузьмича на заимке купца С. Ф. Хромова. Фото © Wikipedia

Хромов – бывший крепостной, разбогатевший на золотых приисках, был страстным сторонником версии о тождестве старца и императора. После смерти Федора Кузьмича он сделал немало для создания легенды. Так, он утверждал, что старец иногда мог обмолвиться о том, что некогда был очень влиятельной фигурой в Петербурге. Он также утверждал, что после смерти нашел в его бумагах вензель с буквой «А» и короной над ней. Велик соблазн объявить всю историю вымыслом провинциального купца, который хотел прославиться. Но это было бы очевидной ошибкой, учитывая немалое количество загадок, которые действительно окружают эту фигуру.

Странная смерть императора

Император Александр I умер внезапно и необъяснимо. Во время обычного путешествия он простудился, его самочувствие стало стремительно ухудшаться, и 1 декабря 1825 года он умер в Таганроге. Стоит отметить, что самодержец был еще совсем не стар, ему исполнилось только 47 лет. К тому же он всю жизнь отличался отменным здоровьем и практически никогда не болел.

Фото © Wikipedia

Почти сразу после его смерти поползли слухи, что император, уставший от бремени власти, инсценировал свою смерть, чтобы посвятить остаток жизни духовным поискам. Распространению слухов способствовали и некоторые необычные факты, сопровождавшие погребение. На панихиде отсутствовала супруга покойного императора. Тело покойного не выставлялось в открытом виде, а те, кто видел его, утверждали, что император не был похож на самого себя.

Известно, что император был страстным путешественником. А в последние годы жизни не на шутку увлекся мистицизмом и духовными поисками.

Загадочный старец

Федор Кузьмич тоже оказался страстным путешественником и постоянно перемещался с места на место. Лишь в последние годы жизни он осел в Томске. Все его поведение явно свидетельствовало о том, что он не желает привлекать к себе внимание. Он очень уклончиво рассказывал о себе, старался не оставлять образцов своего почерка, хотя достоверно известно, что он был грамотным (иногда обучал грамоте местных детей), в случае надобности он просил расписаться за себя кого-нибудь из местных жителей.

Посмертный портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца С. Хромова. Фото ©  Wikipedia

Исходя из свидетельств очевидцев, можно сделать вывод, что старец явно имел очень хорошее и разностороннее образование, был прекрасно осведомлен о нравах и быте высшего общества Петербурга. Его возраст (известный с его слов) точно совпадал с возрастом покойного императора. Правда, согласно многочисленным свидетельствам, в речи старца нередко проскакивали малорусские словечки, которые были совершенно не характерны для лексики Александра.

Даже перед смертью на исповеди Федор Кузьмич категорически отказался раскрыть имена своих родителей и какие-либо подробности о своем прошлом. Единственный намек на свое прошлое он оставил в таинственной зашифрованной записке.

Загадочный шифр

Незадолго до смерти Федор Кузьмич рассказал Хромову, что тайна его личности скрыта в мешке, где он хранил свои бумаги. После смерти эти бумаги были изучены. Это оказались две зашифрованных записки. Первая содержала две надписи на церковнославянском языке. Вторая была записана неким шифром.

«Тайна» Фёдора Кузьмича. Фото © Wikipedia

Первую надпись из записки можно прочитать как: «Видишили на какое вас безсловие счастие слово изнесе», т.е. «видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и слово».

Вторая надпись: «Но егда убо А. молчатъ П. невозвещаютъ», т.е. «Но когда А. молчат, П. не возвещают». Позднейшие исследователи предполагали, что А. – это Александр, а П. – Павел, отец императора, погибший в ходе дворцового переворота, к которому был причастен и сам Александр. Угрызения совести за гибель отца могли быть мотивом, побудившим императора начать новую жизнь под чужим именем.

Записи во второй записке были сложным шифром. Последовательность цифр, букв, слогов, дат и церковнославянских слов, записанная в столбик из нескольких рядов. Исследователи (в основном из числа сторонников гипотезы о тождестве старца и императора) предлагали несколько различных вариантов расшифровки. Наибольшей популярностью пользуется вариант: «Се Зевес Его Императорское Величество Николай Павлович без совести сославший Александра, от чего аз нынче так страдающь, брату вероломно вопию. Да возсия моя держава. 26 марта 1837» (эта день считается датой прибытия Федора Кузьмича в Сибирь).

Ни одна из этих записок не позволила однозначно подтвердить или опровергнуть тождество старца с императором. Кроме того, отдельные исследователи полагают, что записки могли быть сфальсифицированы Хромовым после смерти старца.

Кто-то еще

В ХХ веке появились версии, что под именем Федора Кузьмича мог скрываться не император, а кто-то из видных аристократов. Однако большинство их смертей не несли в себе никакой загадки и тайны. Ограниченной популярностью пользуется версия о тождестве Федора Кузьмича с Федором Уваровым, известным столичным бретером и скандалистом, бесследно исчезнувшим в 1827 году.

Уваров был известен в столице своим тяжелым характером. Незадолго до исчезновения он начал судебный процесс, надеясь заполучить имущество родственника по линии жены, который оказался замешан в делах декабристов. Этот процесс наделал много шума и неблаговидно сказался на репутации Уварова, и без того имевшего дурную славу.

Он бесследно исчез в Петербурге в январе 1827 года. Прямых аргументов в пользу тождества Уварова со старцем нет, за исключением того, что они были примерно одного возраста и носили одно имя. В отличие от императора, после смерти которого сразу же возникли слухи о мистификации, современники однозначно были уверены, что Уваров утопился в Неве после скандального судебного процесса.

Так кем же был старец

Исследования легенды о старце начались сразу же после его смерти. Императорская фамилия проявила большой интерес к этой истории. Известно, что подробнейшее расследование личности Федора Кузьмича проводил Великий князь Николай Михайлович. Могилу старца в разное время посещали Великий князь Алексей Александрович и император (в то время еще наследник престола) Николай II.

Фёдор Кузьмич на смертном одре
(рисунок неизвестного художника, 22 января 1864 года) / Икона с частицей мощей. Фото © wikipedia

Ряд историков и исследователей, как дореволюционных времен, так и настоящего времени, считают, что можно однозначно говорить о тождестве старца и императора, тогда как другие это оспаривают. По мнению последних, легенда о царе-старце была настолько привлекательной для укрепления имиджа монархии, что если бы Николаю Михайловичу удалось раскопать какие-то серьезные свидетельства в ее пользу, она непременно была бы использована, чтобы поддержать престиж императорской фамилии.

Экспертиза почерков императора и Федора Кузьмича, проведенная до революции, показала, что они принадлежат двум разным людям. Однако уже в наше время повторная экспертиза, проведенная Русским графологическим обществом, позволила с высокой вероятностью предположить, что у императора и Федора Кузьмича был одинаковый почерк.

В настоящее время невозможно со стопроцентной вероятностью подтвердить или опровергнуть тождество старца и императора. Более точный ответ могла бы дать разве что генетическая экспертиза.

Императора Александра называли «сфинксом, не разгаданным до гроба». Но и после смерти раскрыть его тайны пока не удалось.

Евгений Антонюк

Евгений Антонюк

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии