Титул «Красной королевы» и три попытки суицида. Какой была трагичная судьба манекенщицы Регины Збарской

Шоу-бизнес

1302 Просмотры Откликов

Она водила дружбу с Пьером Карденом, Кристианом Диором и другими знаменитостями в мире моды. Ею одинаково восхищались по обе стороны «железного занавеса»: влюблялись, аплодировали и завидовали стремительной и блистательной карьере. Однако за быстрым взлетом на самый верх незамедлительно последовало резкое падение. Она практически в одночасье лишилась работы, любимого и даже рассудка. Что же произошло с Региной Збарской и кто в этом был виноват? В день смерти звезды подиума вспоминаем ее яркий, но очень короткий жизненный путь.

Историки до сих пор теряются в догадках: откуда взялась Регина Збарская? Ее рождение и юность окутаны туманом загадочности и тайн. Официально биография стартует с 1953-го — года поступления во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Регина рассказывала, что ее родители — цирковая семья из Ленинграда, которые разбились, выполняя сложный акробатический трюк под куполом цирка, когда дочь была совсем малышкой

По другой версии, подтвержденной девочкой (теперь пенсионеркой) Ниной Русаковой, которая якобы училась вместе с Региной в школе, будущая манекенщица родом из Вологды: мама служила бухгалтером или врачом (и тут никакой точности), а отец был офицером в отставке.

«Вообще это была довольно заурядная семья. Зато сама Регина росла красавицей и умницей, школьной активисткой, комсоргом. Мы, девчонки, ей завидовали и не сомневались, что она станет знаменитой артисткой. После школы наши пути разошлись. И вот спустя столько лет я узнала о трагическом конце Регины. А ведь я и представить не могла, что знаменитая манекенщица Збарская и мой школьный идеал — одна и та же женщина».

После окончания школы семнадцатилетняя Регина Колесникова поступила во ВГИК. Правда, не на желанный актерский, а на экономический факультет. На одной из студенческих вечеринок она познакомилась с Верой Араловой, очень популярной в те годы художником-модельером. Та восхищена красотой и яркой индивидуальностью девушки и приглашает ее поучаствовать в демонстрации своей новой коллекции одежды.

Регина соглашается, даже не подозревая о том успехе, который обрушится на нее после первого же показа.

«Ходила по подиуму не как сейчас, а очень неторопливо, — вспоминает бывшая манекенщица Марина Брунова. — Тогда надо было не вилять — это не панель».

Интересный факт: именно Регина Збарская была первой манекенщицей, которая явила всему миру женские сапоги с молнией во всю длину голенища. Эту модель придумала все та же Вера Аралова.

Советские «ценители» высокой моды сперва раскритиковали новую обувку и разрешили только ограниченный выпуск. Опомнились, когда предприимчивые западные бизнесмены растиражировали это ноу-хау в мире женской моды миллионными экземплярами.

Но было уже поздно: патента у Советского Союза не было, а значит, и все претензии считались безосновательными. Сегодня Аралова как минимум была бы так же популярна, как Маноло Бланик, и не менее богата. Но это уже совсем другая история. Никак, впрочем, не повлиявшая на славу Регины Збарской.

Судьбоносной стала встреча звезды подиума и с другим популярным советским модельером — Вячеславом Зайцевым. Он сделал Збарской модную стрижку «под пажа», придав ее образу шик и лоск «итальянской красавицы». После этого иностранные журналисты прозвали Регину «советской Софи Лорен».

«Прекрасная манекенщица, — позже говорил Зайцев, — отобразившая дух того времени».

Были у нее и еще два прозвища. Первое она получила в 1967-м от французской прессы: «Самое красивое оружие Кремля», — так назвали ее журналисты после международного фестиваля в Москве, где участвовал Пьер Карден, Луи Ферро и даже сама великая мадемуазель Коко Шанель. Здесь Регина с триумфом продефилировала по подиуму в сногсшибательном платье «Русь» от Тамары Осмеркиной.

«Посланницы советской моды! — писали о Регине и других девушках из СССР в парижской газете „Юманите“. — Ничто не может быть дальше от обычного представления о манекенщицах. Это вовсе не какие-нибудь утонченные красавицы, а обыкновенные прехорошенькие девушки, очень простые, очень естественные. И неудивительно! Советские граждане! Но они выглядели даже более парижанками, чем наши».

Второе прозвище прилетело от коллег по подиуму — «снежная королева». Многим девушкам не нравилось высокомерное и замкнутое поведение Регины.

«Она не была высокомерной, просто была другой, — встает на защиту Збарской тогдашний главный редактор „Журнала Мод“ Айя Семынина. — Она вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами, держалась особняком, как будто чувствовала себя не такой, как все. Человеком другого сорта. Была хорошо образованна и на иностранных языках говорила практически без акцента. Это выяснилось, когда начались заграничные поездки. Она переводила коллегам с французского и английского и запросто общалась с иностранцами».

«Хорошо образованная, но с очень непростым, а даже порой и скандальным характером, — говорила коллега Валентина Малахова. — Обычно в поездках жили втроем в номере, а поскольку с Региной трудно ладить, то ее разбавляли кем-то посмиреннее, например, мной. Я не поддавалась на провокации, хотя жить с Региной и ее злейшим врагом Милой Романовской — замечательной пластичной манекенщицей, — не из легких мероприятие. Но все обходилось мирно».

С кем Регина всегда была безупречно мила и нежна, так это со своим единственным мужем — московским художником Феликсом-Львом Збарским — эдаким советским Пикассо.

Феликс происходил из высшего общества того времени. Его семья уже много поколений была успешной и знаменитой. Взять хотя бы отца художника — ученого Бориса Збарского, который занимался бальзамированием самого Ленина. Но это не был брак по расчету. Феликс и Регина были безумно влюблены друг в друга. Он звал ее своей музой, а она «бредила Збарским» — говорит коллега Регины Марина Брунова, «и когда он ушел — от этого все и случилось».

Регина забеременела, но муж совсем не обрадовался, а совсем наоборот: дети в его планы не входили. Он вынудил манекенщицу пойти на аборт, после которого она больше никогда не сможет иметь детей, а сам закрутил роман с актрисой Марианной Вертинской.

Регина страдала и принимала антидепрессанты, чтобы хоть как-то пережить эту боль. У нее начались проблемы на работе. А у мужа — новый роман с Людмилой Максаковой, которая в 1970 году родила ему сына. Это был страшный удар для Регины Збарской.

Ее боль вернется Феликсу-Льву Збарскому сторицей. Спустя много лет он эмигрирует в США с коллекцией черно-белых видов Ленинграда для продажи. Но покупателей на них так и не отыскал: подражанию стилю Пикассо рукоплескали на его советской родине, а в Штатах это не считалось штучным товаром.

Збарскому пришлось отправиться преподавать в очень посредственной «школе дизайна» и прожить остаток своей жизни в одиночестве. Последние годы он провел в хосписе с неоперабельным раком легких. Денег на лечение в частных клиниках у него не было, поэтому вся помощь ограничивалась стандартным набором базовых услуг по страховке. Так он и умер: одинокий, позабытый и абсолютно раздавленный чувством своего ущемленного эго.

Но это случится только в 2016 году. А пока на дворе стоял 1972-й, и Збарский собирался в эмиграцию в Израиль. Последняя надежда на восстановление отношений с любимым рухнула, Регина вскрыла себе вены и попала в психиатрическую больницу с признаками сильнейшей депрессии.

Состояние Регины также усугубило и постоянное давление на нее со стороны КГБ. Збарскую постоянно шантажировали, вынуждая сотрудничать с комитетом. Этот факт позже подтвердит советский разведчик Виталий Шлыков и одновременно опровергнет информацию о том, что Регина давно и постоянно работала на органы.

После выписки из больницы в 1973-м Регине вроде как улыбнулась фортуна. При протекции Вячеслава Зайцева она вновь выходит на подиум, представляя наряды для женщин зрелого возраста.

«Мои годы — не помеха. Посмотрите на манекенщиц с 20-летним стажем, — рассказывала она в интервью. — А у нас есть такие, им больше 30 лет не дашь: стройные, ловкие, и это становится привычкой на всю жизнь и не дает стареть».

Появился и новый возлюбленный — югославский журналист. Правда, эти отношения закончились невероятным предательством: мужчина уехал в Германию и издал там книгу «Сто ночей с Региной Збарской». На ее страницах он в подробностях рассказал о том, как Регина ненавидит Советский Союз, вынужденно сотрудничает с КГБ, а также самые разные интимные подробности.

Книгу немедленно изъяли из продажи, но скандала избежать не удалось. Как и допросов в КГБ, где Регину довели до новой попытки суицида — она вскрыла себе вены. Такой диалог вспоминает один из друзей Збарской — художник-постановщик, модельер Александр Шешунов:

— Больно было?

— Нет, совершенно не больно. Просто лежишь в ванне в теплой водичке и засыпаешь. Мне не повезло. Вода перелилась через край и залила соседей снизу. Они прибежали, вскрыли дверь и нашли меня.

Очередное пребывание в психиатрической клинике не помогло Регине Збарской восстановить душевное здоровье. Александр Шешунов, работавший с ней в те годы, рассказывает, что Регина могла прийти на работу в шубе, вывернутой наизнанку и застегнутой на все пуговицы. Или выбросить из окна всю свою одежду во время очередного приступа паники.

«Слава (Зайцев) беспокоился, звонил:

— Регина, ты где?

— Я дома.

— С тобой все в порядке? Почему не выходишь на работу?

— А мне не в чем выйти.

Он срочно бросал в сумку какую-то одежду и ехал к ней».

С карьерой модели, увы, было покончено. Ей предложили поработать уборщицей в Доме моды на Кузнецком, а потом она и вовсе исчезла со всех радаров.

Третья попытка самоубийства оказалась финальной. Регина выпила большую дозу снотворного и скончалась 15 ноября 1987 года. Как это произошло — доподлинно неизвестно. Есть версия, что она отравилась в больнице. А кто-то говорит, что трагедия произошла дома: женщина выпила снотворное и стала обзванивать всех тех, на кого писала доносы. Хотела извиниться. Так ее и нашли: с телефонной трубкой в руках.

Регине Збарской было всего 52. На ее похороны никто не пришел. Даже Слава Зайцев (Зайчик, как она его называла), который поддерживал ее до последнего. Тело, о котором когда-то грезили миллионы мужчин, кремировали и где-то захоронили. Смерть, как и рождение этой красивой женщины, стала тайной, окутанной мраком.

Сегодня имя Регины Збарской снова на слуху. Про нее снимают документальные фильмы, передачи-расследования. Даже был создан сериал, посвященный ее жизни, любви и карьере — «Красная королева».

Роль красавицы досталась начинающей актрисе Ксении Лукьянчиковой, а Льва Збарского великолепно сыграл звездный Артем Ткаченко. Как и во всех художественных произведениях, там немало вымысла. Но многие монологи главной героини вполне могли бы принадлежать настоящей королеве Регине:

«Никогда не нужно отчаиваться. Нужно держать спину прямо. Лицо должно быть холодным, мраморным, в маске. И тогда никто не сможет причинить тебе боль».

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии