Она водила дружбу с Пьером Карденом, Кристианом Диором и другими знаменитостями в мире моды. Ею одинаково восхищались по обе стороны «железного занавеса»: влюблялись, аплодировали и завидовали стремительной и блистательной карьере. Однако за быстрым взлетом на самый верх незамедлительно последовало резкое падение. Она практически в одночасье лишилась работы, любимого и даже рассудка. Что же произошло с Региной Збарской и кто в этом был виноват? В день смерти звезды подиума вспоминаем ее яркий, но очень короткий жизненный путь.
Историки до сих пор теряются в догадках: откуда взялась Регина Збарская? Ее рождение и юность окутаны туманом загадочности и тайн. Официально биография стартует с 1953-го — года поступления во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Регина рассказывала, что ее родители — цирковая семья из Ленинграда, которые разбились, выполняя сложный акробатический трюк под куполом цирка, когда дочь была совсем малышкой
«Вообще это была довольно заурядная семья. Зато сама Регина росла красавицей и умницей, школьной активисткой, комсоргом. Мы, девчонки, ей завидовали и не сомневались, что она станет знаменитой артисткой. После школы наши пути разошлись. И вот спустя столько лет я узнала о трагическом конце Регины. А ведь я и представить не могла, что знаменитая манекенщица Збарская и мой школьный идеал — одна и та же женщина».
После окончания школы семнадцатилетняя Регина Колесникова поступила во ВГИК. Правда, не на желанный актерский, а на экономический факультет. На одной из студенческих вечеринок она познакомилась с Верой Араловой, очень популярной в те годы художником-модельером. Та восхищена красотой и яркой индивидуальностью девушки и приглашает ее поучаствовать в демонстрации своей новой коллекции одежды.
Регина соглашается, даже не подозревая о том успехе, который обрушится на нее после первого же показа.
«Ходила по подиуму не как сейчас, а очень неторопливо, — вспоминает бывшая манекенщица Марина Брунова. — Тогда надо было не вилять — это не панель».
Интересный факт: именно Регина Збарская была первой манекенщицей, которая явила всему миру женские сапоги с молнией во всю длину голенища. Эту модель придумала все та же Вера Аралова.
Советские «ценители» высокой моды сперва раскритиковали новую обувку и разрешили только ограниченный выпуск. Опомнились, когда предприимчивые западные бизнесмены растиражировали это ноу-хау в мире женской моды миллионными экземплярами.
Но было уже поздно: патента у Советского Союза не было, а значит, и все претензии считались безосновательными. Сегодня Аралова как минимум была бы так же популярна, как Маноло Бланик, и не менее богата. Но это уже совсем другая история. Никак, впрочем, не повлиявшая на славу Регины Збарской.
Судьбоносной стала встреча звезды подиума и с другим популярным советским модельером — Вячеславом Зайцевым. Он сделал Збарской модную стрижку «под пажа», придав ее образу шик и лоск «итальянской красавицы». После этого иностранные журналисты прозвали Регину «советской Софи Лорен».
«Прекрасная манекенщица, — позже говорил Зайцев, — отобразившая дух того времени».
Были у нее и еще два прозвища. Первое она получила в 1967-м от французской прессы: «Самое красивое оружие Кремля», — так назвали ее журналисты после международного фестиваля в Москве, где участвовал Пьер Карден, Луи Ферро и даже сама великая мадемуазель Коко Шанель. Здесь Регина с триумфом продефилировала по подиуму в сногсшибательном платье «Русь» от Тамары Осмеркиной.
«Посланницы советской моды! — писали о Регине и других девушках из СССР в парижской газете „Юманите“. — Ничто не может быть дальше от обычного представления о манекенщицах. Это вовсе не какие-нибудь утонченные красавицы, а обыкновенные прехорошенькие девушки, очень простые, очень естественные. И неудивительно! Советские граждане! Но они выглядели даже более парижанками, чем наши».
Второе прозвище прилетело от коллег по подиуму — «снежная королева». Многим девушкам не нравилось высокомерное и замкнутое поведение Регины.
«Она не была высокомерной, просто была другой, — встает на защиту Збарской тогдашний главный редактор „Журнала Мод“ Айя Семынина. — Она вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами, держалась особняком, как будто чувствовала себя не такой, как все. Человеком другого сорта. Была хорошо образованна и на иностранных языках говорила практически без акцента. Это выяснилось, когда начались заграничные поездки. Она переводила коллегам с французского и английского и запросто общалась с иностранцами».
«Хорошо образованная, но с очень непростым, а даже порой и скандальным характером, — говорила коллега Валентина Малахова. — Обычно в поездках жили втроем в номере, а поскольку с Региной трудно ладить, то ее разбавляли кем-то посмиреннее, например, мной. Я не поддавалась на провокации, хотя жить с Региной и ее злейшим врагом Милой Романовской — замечательной пластичной манекенщицей, — не из легких мероприятие. Но все обходилось мирно».
С кем Регина всегда была безупречно мила и нежна, так это со своим единственным мужем — московским художником Феликсом-Львом Збарским — эдаким советским Пикассо.
Феликс происходил из высшего общества того времени. Его семья уже много поколений была успешной и знаменитой. Взять хотя бы отца художника — ученого Бориса Збарского, который занимался бальзамированием самого Ленина. Но это не был брак по расчету. Феликс и Регина были безумно влюблены друг в друга. Он звал ее своей музой, а она «бредила Збарским» — говорит коллега Регины Марина Брунова, «и когда он ушел — от этого все и случилось».
Регина забеременела, но муж совсем не обрадовался, а совсем наоборот: дети в его планы не входили. Он вынудил манекенщицу пойти на аборт, после которого она больше никогда не сможет иметь детей, а сам закрутил роман с актрисой Марианной Вертинской.
Регина страдала и принимала антидепрессанты, чтобы хоть как-то пережить эту боль. У нее начались проблемы на работе. А у мужа — новый роман с Людмилой Максаковой, которая в 1970 году родила ему сына. Это был страшный удар для Регины Збарской.
Ее боль вернется Феликсу-Льву Збарскому сторицей. Спустя много лет он эмигрирует в США с коллекцией черно-белых видов Ленинграда для продажи. Но покупателей на них так и не отыскал: подражанию стилю Пикассо рукоплескали на его советской родине, а в Штатах это не считалось штучным товаром.
Збарскому пришлось отправиться преподавать в очень посредственной «школе дизайна» и прожить остаток своей жизни в одиночестве. Последние годы он провел в хосписе с неоперабельным раком легких. Денег на лечение в частных клиниках у него не было, поэтому вся помощь ограничивалась стандартным набором базовых услуг по страховке. Так он и умер: одинокий, позабытый и абсолютно раздавленный чувством своего ущемленного эго.
Но это случится только в 2016 году. А пока на дворе стоял 1972-й, и Збарский собирался в эмиграцию в Израиль. Последняя надежда на восстановление отношений с любимым рухнула, Регина вскрыла себе вены и попала в психиатрическую больницу с признаками сильнейшей депрессии.
Состояние Регины также усугубило и постоянное давление на нее со стороны КГБ. Збарскую постоянно шантажировали, вынуждая сотрудничать с комитетом. Этот факт позже подтвердит советский разведчик Виталий Шлыков и одновременно опровергнет информацию о том, что Регина давно и постоянно работала на органы.
После выписки из больницы в 1973-м Регине вроде как улыбнулась фортуна. При протекции Вячеслава Зайцева она вновь выходит на подиум, представляя наряды для женщин зрелого возраста.
«Мои годы — не помеха. Посмотрите на манекенщиц с 20-летним стажем, — рассказывала она в интервью. — А у нас есть такие, им больше 30 лет не дашь: стройные, ловкие, и это становится привычкой на всю жизнь и не дает стареть».
Появился и новый возлюбленный — югославский журналист. Правда, эти отношения закончились невероятным предательством: мужчина уехал в Германию и издал там книгу «Сто ночей с Региной Збарской». На ее страницах он в подробностях рассказал о том, как Регина ненавидит Советский Союз, вынужденно сотрудничает с КГБ, а также самые разные интимные подробности.
Книгу немедленно изъяли из продажи, но скандала избежать не удалось. Как и допросов в КГБ, где Регину довели до новой попытки суицида — она вскрыла себе вены. Такой диалог вспоминает один из друзей Збарской — художник-постановщик, модельер Александр Шешунов:
— Больно было?
— Нет, совершенно не больно. Просто лежишь в ванне в теплой водичке и засыпаешь. Мне не повезло. Вода перелилась через край и залила соседей снизу. Они прибежали, вскрыли дверь и нашли меня.
Очередное пребывание в психиатрической клинике не помогло Регине Збарской восстановить душевное здоровье. Александр Шешунов, работавший с ней в те годы, рассказывает, что Регина могла прийти на работу в шубе, вывернутой наизнанку и застегнутой на все пуговицы. Или выбросить из окна всю свою одежду во время очередного приступа паники.
«Слава (Зайцев) беспокоился, звонил:
— Регина, ты где?
— Я дома.
— С тобой все в порядке? Почему не выходишь на работу?
— А мне не в чем выйти.
Он срочно бросал в сумку какую-то одежду и ехал к ней».
С карьерой модели, увы, было покончено. Ей предложили поработать уборщицей в Доме моды на Кузнецком, а потом она и вовсе исчезла со всех радаров.
Третья попытка самоубийства оказалась финальной. Регина выпила большую дозу снотворного и скончалась 15 ноября 1987 года. Как это произошло — доподлинно неизвестно. Есть версия, что она отравилась в больнице. А кто-то говорит, что трагедия произошла дома: женщина выпила снотворное и стала обзванивать всех тех, на кого писала доносы. Хотела извиниться. Так ее и нашли: с телефонной трубкой в руках.
Регине Збарской было всего 52. На ее похороны никто не пришел. Даже Слава Зайцев (Зайчик, как она его называла), который поддерживал ее до последнего. Тело, о котором когда-то грезили миллионы мужчин, кремировали и где-то захоронили. Смерть, как и рождение этой красивой женщины, стала тайной, окутанной мраком.
Сегодня имя Регины Збарской снова на слуху. Про нее снимают документальные фильмы, передачи-расследования. Даже был создан сериал, посвященный ее жизни, любви и карьере — «Красная королева».
Роль красавицы досталась начинающей актрисе Ксении Лукьянчиковой, а Льва Збарского великолепно сыграл звездный Артем Ткаченко. Как и во всех художественных произведениях, там немало вымысла. Но многие монологи главной героини вполне могли бы принадлежать настоящей королеве Регине:
«Никогда не нужно отчаиваться. Нужно держать спину прямо. Лицо должно быть холодным, мраморным, в маске. И тогда никто не сможет причинить тебе боль».
Комментарии