Красивых актрис в Советском Союзе было немало, но красивых и потрясающе талантливых — единицы. «Сегодня таких нет», — скажет кто-то и будет отчасти прав. В советские годы кино снималось в условиях, бесконечно далеких от сегодняшних, и требовало не только таланта, но и особого мужества и самоотверженности.
Увы, о некоторых выдающихся актрисах, с таким трудом выбивших себе место под солнцем, сегодня практически ничего не известно. А все потому, что их карьера закончилась слишком рано. У некоторых безвременно оборвалась и сама жизнь…
Мы вспоминаем красавиц, талантливых советских актрис, судьба которых сложилась совсем не так, как в сказке про Золушку. Выдающиеся писатели и драматурги посвящали им свои произведения, их боготворила вся страна, за их симпатии боролись видные мужчины, к ним мечтали просто прикоснуться. Их культовые роли остались неподвластны времени, однако память о самих актрисах незаслуженно предана забвению.
Александра Завьялова, 1936–2016 гг., была убита собственным сыном в возрасте 79 лет
Конечно, в этой девушке вы без труда узнаете Пистимею из фильма «Тени исчезают в полдень»
Александра родилась в маленьком селе Титовка Тамбовской области и после школы сразу перебралась в Ленинград. Окончив Ленинградский театральный институт имени Островского, Завьялова по распределению была направлена работать в Брестский драматический театр. Александра считала себя исключительно театральной актрисой, поэтому от ролей в кино наотрез отказывалась.
Принципиальность Завьяловой продолжалась недолго: от приглашения известного режиссера Александра Зархи актриса отказаться не смогла. Так, Александра дебютировала в картине «Люди на мосту» и обратно в Брест уже не вернулась. Одна за другой последовали съемки в новых кинолентах: «Алешкина Любовь», «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники» и другие.
О Завьяловой всерьез заговорили в киносообществе. Александра стала одной из самых популярных и узнаваемых актрис современности — во многом благодаря ее притягательной внешности. Актриса не была красива в привычном понимании, но было что-то в ее внешности завораживающее, даже пугающее, но тем и притягательное. По воспоминаниям самой Завьяловой, многие жены ее партнеров по съемкам так ревновали своих мужей, что приезжали на площадку и следили за каждым их шагом…
Завьялова знала о силе своей красоты и тщательно ухаживала за собой. По воспоминаниям современников, актриса могла сильно расстроиться, если выглядела старше своего возраста (даже если того требовала роль). В 1961 году американский журнал Life опубликовал статью о самых знаменитых людях Советского Союза, среди которых была и Александра. Актрисе признание за рубежом несказанно льстило.
Перед чарами Завьяловой не устояли многие мужчины. Все началось еще с выходом ее дебютного фильма «Люди на мосту»: первым «пал» сценарист Сергей Антонов. Он-то и ввел Александру в круг известных писателей и кинематографистов. Мужчин восхищали ее естественность и достоинство, хотя сама Завьялова не делала ничего, чтобы обратить на себя внимание. По слухам, среди поклонников артистки были Юрий Любимов, Юлиан Семенов и даже Аркадий Райкин!
В 1963-м Александра вышла замуж за одного из своих обожателей — художника Дмитрия Бучкина. Он, как и десятки других мужчин, восхищался красотой актрисы и посвящал ей свои работы. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Завьялова поставила карьеру на паузу — как в кино, так и в театре.
Счастье супругов было недолгим. Во время ММКФ 1963 года Александра стала единственной из советских актрис, кто был приглашен в американское посольство на званый ужин. Несмотря на косые взгляды со стороны общественности, Завьялова не видела в своем общении с иностранцами ничего предосудительного. Но вскоре одно из таких знакомств перетекло в близкие отношения…
В 1964 году 28-летняя актриса познакомилась с 50-летним американским бизнесменом, который без памяти влюбился в нее. Между ними вспыхнул роман, который, естественно, привлек внимание КГБ. Американца обвинили в шпионаже, и он был выдворен из СССР. Сама Завьялова была признана ненадежной, и ее отстранили от съемок в кино. Рухнула и семейная жизнь актрисы: Александра и Дмитрий сразу же развелись.
В 1964-м и 1967 году, несмотря на запрет КГБ, вышли два фильма с участием Завьяловой — «Фро» и «Четыре страницы одной молодой жизни». Режиссером обеих картин стал Резо Эсадзе. Оказалось, что актрису и режиссера связывали романтические отношения. По воспоминаниям Завьяловой, причиной их вскоре последовавшего разрыва стало неуравновешенное поведение Эсадзе.
«Резо, в отличие от Димы Бучкина, был ужасно ревнив и деспотичен. Мама даже однажды заметила: ''Шура, он тебя убьет! '' Резо хотел жениться на мне, но я решила не рисковать жизнью и дочерью», — рассказывала Завьялова
В 1969 году Александра сумела в последний раз обойти запрет КГБ. Тогда проходил кастинг на экранизацию романа «Тени исчезают в полдень», и Завьялову приняли там на ура. Режиссерам была нужна не просто хорошая актриса, а личность, которая справится с психологически трудной ролью Серафимы Клычковой и сможет правдоподобно прожить в кадре жизнь с 17 до 70 лет, превратившись из юной девочки в злобную старуху. На роль пробовались Татьяна Самойлова и Татьяна Доронина, но, когда пришла Завьялова, все вопросы отпали сами собой.
Александра буквально приковывала к себе камеру. В фильме было отснято великое множество ее крупных планов, которые потом, к сожалению, пришлось вырезать по требованию цензуры — именно из-за силы воздействия ее взгляда.
Картина заслуженно считается культовой. Именно этот фильм прославил Завьялову на всю страну. Ей не давали прохода нигде. «Открытки с моими портретами продавались в киосках ''Союзпечати'', журнал ''Советский экран'' 5 раз помещал мое фото на обложку! Появилось оно даже на обложке американского журнала Life, куда попадают только самые известные люди планеты. Критики называли меня Гретой Гарбо и Анной Маньяни советского кино», — не без гордости рассказывала актриса.
А потом все изменилось. Путь в кино для Завьяловой был наглухо закрыт. Актриса впала в глубокую депрессию, и в 1975 году ее поместили в психиатрическую больницу. «В квартиру вломились двое в белых халатах, заломили мне руки и поволокли вниз по лестнице. Я кричала: ''Детей пожалейте! ''
В квартире оставались 12-летняя дочь и сын, еще грудной… Что им было до детей, извергам, выполняющим чью-то команду…» — с горечью вспоминала Александра.
Завьялова родила сына Петра в 1975 году. Кто является его биологическим отцом, остается загадкой по сей день. Известно, что вскоре после рождения мальчика бывший супруг Александры Дмитрий усыновил малыша. Однако после того, как Завьялова попала в психбольницу, Бучкин забрал только дочь Таню, а новорожденный Петя был отдан в детский дом…
За время, пока Завьялова проходила лечение, ее дом ограбили — вынесли бриллианты, фарфор, меха, деньги… Вернувшись, Александра долгое время пыталась вернуть сына, а как сумела это сделать, через год вновь легла в лечебницу, на этот раз с маленьким Петей… Так происходило регулярно.
Актриса не снималась 45 лет! «Тени исчезают в полдень» стали ее последней работой в кино. В 1994 году Завьялова была удостоена звания «Заслуженной артистки России», но, скорее, по инерции, за старые заслуги.
Все эти годы актриса жила с сыном. Жизнь Петра явно не задалась: парень нигде не работал, пил. Его единственная жена надеялась избавить мужа от пагубной привычки, но у нее ничего не получилось, и она ушла. Александра и сама много раз пыталась вылечить сына, но безуспешно. О старой матери и непутевом брате заботилась старшая дочь актрисы Татьяна: девушка пересылала деньги, ежедневно звонила и регулярно приезжала в гости, чтобы помочь по хозяйству и приготовить еду.
Александра относилась к алкоголизму Петра как к болезни и всячески жалела его. По словам родственников, мать и сын жили дружно. Однако 2 февраля 2016 года — за два дня до 80-летия Завьяловой — в их доме произошла трагедия. В состоянии белой горячки 40-летний мужчина ударил ножом свою мать, после чего она практически сразу скончалась. Петр сам позвонил сестре, которая тут же приехала, вызвала скорую и полицию.
Во время следствия Петр уверял, что ничего не помнит о случившемся. Не верят в его виновность и родственники, однако факты говорят сами за себя. Мужчина был приговорен к 8 годам лишения свободы. Так закончилась жизнь некогда великой актрисы, кумира миллионов, женщины редкой красоты и таланта.
Анастасия Иванова, 1958–1993 гг., была убита другом в возрасте 34 лет
Анастасия Иванова родилась в солнечном городе Адлере, но с малых лет тянулась в Москву: девочка мечтала стать актрисой. По окончании школы в 1975 году Анастасия отправилась в столицу и поступила в Школу-студию МХАТ.
Места работы в столице для Ивановой не нашлось, и после учебы в театральном училище она была направлена служить во Владимирский театр драмы. Анастасия быстро стала одной из ведущих артисток труппы. Больше всего актриса запомнилась зрителям по роли Марии в спектакле «Вестсайдская история».
Ангельская красота и безусловный талант не позволили Анастасии долгое время засиживаться на одном месте. Очень скоро яркую актрису пригласили обратно в столицу: в Московский Новый драматический театр, а через некоторое время — в театр «Сфера».
Кинокарьера актрисы складывалась не так успешно, как театральная. Через год после поступления во МХАТ Анастасия дебютировала в эпизоде фильма «Жизнь и смерть Фердинанда Люса». Роль Ивановой была настолько незначительной, что осталась практически незаметной (имени актрисы даже нет в титрах).
Последовал шестилетний перерыв в съемках, но в 1982 году ситуация изменилась в одночасье. Иванова сыграла Параску в картине «Полесская хроника», после чего была приглашена на главную роль в фильме «Не могу сказать ''прощай''». Анастасия сыграла девушку Лиду Тенякову, которая влюбилась в лесоруба Сергея и всячески поддерживала его, когда тот получил травму позвоночника и немощным был брошен собственной женой.
Картина о высокой любви пришлась по вкусу советскому зрителю. Фильм посмотрели около 45 миллионов человек, и Анастасия в одночасье стала звездой всесоюзного масштаба. Покорил всех телезрителей не столько душераздирающий сюжет киноленты, сколько искренняя игра Ивановой. В газетах писали, что успех фильма — это полностью ее заслуга.
Одновременно с карьерой удача улыбнулась артистке и в личной жизни. Еще на съемках «Полесской хроники» Иванова познакомилась с актером Борисом Невзоровым. Между молодыми людьми мгновенно пробежала искра, и к выходу фильма «Не могу сказать „прощай“» Анастасия уже находилась в статусе замужней девушки. Актеры были очень счастливы друг с другом.
Для Анастасии брак с Борисом стал первым (и единственным), в то время как Невзоров уже был женат. С первой супругой Мариной актер познакомился, когда ему было 19 лет, а ей — 16. Ради любимой Борис бросил Щукинское училище на третьем курсе и устроился работать дворником, чтобы содержать семью. Супруги прожили вместе 11 лет.
«Три раза официально расходились и так же официально сходились, сына нажили. Все это было интересно, страсти кипели, романтизм», — вспоминал актер.
С Ивановой у Невзорова были другие отношения — более осознанные. Супруги практически не ругались. В 1983 году актриса снялась в фильме «Воробей на льду», после которого почти сразу ушла в декрет. В 1984-м Анастасия родила дочь Полину. По воспоминаниям друзей семьи, Невзоров был очень счастлив.
Пока Иванова была беременной, режиссеры буквально засыпали ее предложениями о съемках (по горячим следам фильма «Не могу сказать ''прощай''»). Едва родив дочь, Анастасия согласилась на участие в фильме «Батальоны просят огня», но режиссер картины хотел снимать свою актрису и, подговорив оператора плохо снимать Иванову, в середине съемок убрал ее с этой роли.
Для Ивановой подобное увольнение стало ударом, и она совсем перестала сниматься. Вместо этого Анастасия полностью посвятила себя семье. Борис видел, как мучается от невостребованности его супруга, но ничего не мог с этим поделать.
А потом начались годы перестройки, и нежные, романтические героини, которых все время играла Иванова, отечественному кинематографу оказались уже не нужны. Актриса вновь вынужденно ушла в тень. За долгие семь лет Анастасия снялась лишь однажды: в 1990 году в фильме «Мальчики».
Невзоров больше не мог смотреть, как мучается его любимая жена и, чтобы вернуть ей веру в себя, в 1993 году как режиссер приступил к съемкам фильма «У попа была собака». Предложение мужа сняться в картине Иванова приняла.
Именно в это время, когда, казалось бы, жизнь актрисы начала налаживаться, случилось страшное. Она была убита в собственной квартире. В доме находилась лишь Анастасия, ее дочь Полина гостила у бабушки. Тело убитой нашел супруг.
По версии следствия, Иванова знала убийцу, так как сама впустила его в дом и в телефонном разговоре с матерью не подавала никаких признаков беспокойства, страха или паники. Убийца все хладнокровно рассчитал: он лишил жизни Анастасию в те полчаса, что прошли между звонком родительницы актрисы и возвращением домой ее мужа.
Эта история долго оставалась загадкой как для родных, так и для милиции. Дело было закрыто. Личность убийцы удалось определить совершенно случайно через несколько ?
Комментарии