Иерей Святослав Шевченко, священник Благовещенского кафедрального собора, председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии Русской православной церкви, рассказал Woman’s Day, какие действия, которым мы не придаем особого значения, могут помешать нам обрести после смерти жизнь вечную. Оказалось, это как минимум три вида селфи, троллинг, игнорирование сообщений в мессенджере.
1. Селфи в погоне за лайками и хайпом
Любое селфи, сделанное с желанием набрать побольше лайков, а еще хуже – словить хайп, это такая ярмарка тщеславия в социальных сетях. Когда, например, вы с любимым человеком вместе в путешествии и хотите сделать несколько фото на память, а рядом никого нет, к селфи прибегнуть не грех. А вот когда вы в той же поездке фоткаете себя на каждом углу – вот я и пальма, я и забор, я и мороженое на палочке, это уже перебор – желание каждую минуту показывать миру свое существование. То же относится и к селфи в неестественных позах – с губами «уточкой» и «рыбьим зевком». Ничем, кроме греховного самолюбования, они не являются.
2
Опасные селфи
Зацеперы на поездах, экстремалы, поднимающиеся на электроопоры, краны… И любой человек, который, делая селфи, в туристических и нетуристических местах, глядя в экран смартфона, забывает о собственной безопасности. Потому что в какой-то мере это можно приравнять к самоубийству. Недавно отпевал одну молодую женщину в закрытом гробу, которая делала селфи в гостинице на высоком этаже. И таких случаев очень много.
3. Откровенные селфи
Селфи в нижнем белье, пусть в красивом и сидящем на хорошей фигуре, которые есть у многих девушек в Instagram, – это перебор, это выставление своего интимного пространства напоказ. К этому относятся любые фото, которые излишне демонстрируют нашу частную жизнь, например показывают все комнаты и детали интерьера в квартире. Вот я супчик ем, вот я с котиком играю… Этого и далеко не все ваши друзья видели, а через соцсети вы впускаете в свой домашний уют незнакомцев, в том числе с грязными сапогами. Так соцсети превращаются в «Дом-2».
4. Троллинг
Одно дело – разыгрывать и шутить по-доброму, а другое – люди-тролли, которые питаются этими негативными эмоциями и специально провоцируют других, чтобы почувствовать себя хорошо. Это вид современного спорта в кавычках, когда люди троллят других для самоудовлетворения.
5. Залипание в соцсетях
С гаджетами доходит до того, что родные люди, находясь в одном доме, общаются через мессенджеры и прочие социальные сети. Лень друг к другу подойти. Тратят драгоценное время жизни на ерунду, на имитаторы, на то, чего практически не существует. Конечно, есть и положительные стороны соцсетей. В некоторых могут полноценно общаться, например, инвалиды. Но мобильник настолько стал частью нас, что, забыв его дома, мы испытываем жуткий дискомфорт. Это уже химическая зависимость, а любая зависимость – это грех.
6. Подмена реальных дел виртуальными
Человек играет в танчики и считает себя великим воином. Достигая виртуальных, а не настоящих успехов. Или, оставляя подругам лайки и восторженные комментарии, мы считаем, что делаем доброе дело: поддержали другого приятными словами. А лучше бы за это время сделали что-то более реальное и значимое для своих родных, например навестили родителей или сходили за хлебом бабушке-соседке.
7. Кощунственные видео
Сегодня болезнь века – все зафиксировать. Это доходит до грани, граничащей с кощунством. Полтора года назад рядом с шоссе упал самолет, люди останавливались и не бежали помогать первым делом, а доставали смартфоны и снимали. Или ДТП с жертвами – рука тянется за смартфоном, чтобы это зафиксировать и первым выложить в сеть. Это преступление – не помочь, а словить свою порцию славы, связанную с трагедией. Люди выстраиваются вдоль парапета и снимают, как кто-то тонет. И всего один спасает.
8. Игнорирование сообщений в соцсети
Во времена, когда люди звонили друг другу по телефону, на звонок отвечали сразу, а разговор заканчивался, когда доходил до своего логического конца. Сегодня мы общаемся в основном через переписку, которая может прерваться в любой момент. И, кроме того, эти сообщения не требуют немедленного ответа. Порой мы как будто не замечаем их несколько дней, а то и недель. Человек тем временем может ждать от вас важного совета или реальной помощи. Это душевная черствость. А вот что касается бана, то это не грех. Это как дверь своей квартиры закрыть перед носом грубияна. Если кто-то откровенно хамит, таких я баню, а если адекватно критикует, то нет.
9. Опасные и вредные разговоры
Бывает, люди чатятся за рулем – я сам однажды чуть-чуть въехал в бампер машины впереди, потому что приспичило мне кому-то срочно ответить. А бывает, и гибнут, потому что настолько отвлекаются от дороги, и это их последний разговор. Также грех мешать всем пассажирам маршрутки или автобуса своими продолжительными разговорами по мобильнику. Кроме того, длительное общение по сотовому, если верить ученым, может привести к серьезным болезням.
10. Татуировки
Сама по себе татуировка еще не является грехом. Грех в мотиве наколки. Во времена Ветхого Завета их делали острыми ракушками: надрезали кожу и втирали туда краску. Сейчас это делается острыми иголками. В Писании есть место, которое гласит: не делайте себе надрезов на теле. Потому что их производили в связи с языческими ритуалами. Тело – это храм души, а мы олицетворяем образ и подобие Божие. Еще можно как-то оправдать безобидных слоника или бабочку, но когда люди покрывают полностью спину, предплечья, лодыжки, то искажают себя. Когда они повзрослеют или постареют, могут возникнуть проблемы – например, «слоник» обезобразится целлюлитом или на солидную работу не возьмут. Недаром наколки называют грехами молодости. А некоторые превращаются чуть ли не в зверей: вдобавок к тату имплантируют себе рожки, подтачивают клыки, разрезают язык, чтобы как у змеи, когда пирсинг не только в ушах, но и на губах и других частях тела. Люди чрезмерно экспериментируют над своим телом, обезображивая образ Божий в себе. У меня самого есть татуировка со времен службы в армии – пантера. Как священника она меня смущает и, хотя не считается явным грехом, порицается. Вот если, допустим, начальник сделал на полруки татуировку в честь любимого футбольного клуба, то это может расцениваться как нарушение второй заповеди: не сотвори себе кумира. Это из той же обоймы, когда в советское время кололи себе Лениных и Сталиных. Христианство к этому относится настороженно. Как и к надписям типа «Маня, я тебя люблю», которые превозносят кого-то на своем теле.
Комментарии