
В Русском музее Петербурга началась масштабная реставрация двух
полотен Григория Угрюмова — «Взятие Казани» и «Призвание Михаила
Фёдоровича». Перед работой проведены технологические и
химико‑биологические исследования. Процесс открытый — посетители
корпуса Бенуа смогут наблюдать за этапами. Об этом
«Взятие Казани» страдает от сильного кракелюра и «грядок»: верхний слой краски сморщился из‑за плохой адгезии связующего и грунта. Второе полотно ещё более уязвимо — холст окислился от миграции масел, стал ломким «как хрусталь» и нуждается в срочном укреплении.
Копоть от старых ламп и пожелтевший лак притупили авторскую гамму Угрюмова — мастера, славившегося редкой чувствительностью к цвету. Инфракрасные съёмки выявили авторские правки в композиции, что делает реставрацию одновременно и исследованием.
«Он [Угрюмов] один из художников, который в большей мере колорист, чем все другие академические живописцы, которые больше ориентировались на пластику и на композицию, нежели на живописную трактовку», – сказал Григорий Голдовский, заместитель генерального директора по научной работе Русского музея.
Комментарии