Главная героиня в сериале Первого канала – крепостная, воспитанная в дворянской семье. «Антенна» узнала, как в прошлом складывались отношения бедных девушек с графами и князьями.
Сюжет сериала развивается во времена царствования Николая I. Жизнь Полины Лебедевой меняется после смерти ее благодетеля князя Головина. Девушка, с детства ни в чем не знавшая нужды, узнает, что она на самом деле крепостная и теперь будет продана с аукциона вместе с другим имуществом покойного дворянина. Ее новым хозяином становится граф Андрей Кречетский, злейший враг Головина.
«Основным источником вдохновения и идей для меня была русская литература XIX века, – делится с „Антенной“ сценарист Ольга Собенина. — Это и описанные Александром Сергеевичем Пушкиным роскошные балы, и Тургенев, который жил чуть позже, но очень точно передает жизнь крестьян, особенно в своем произведении „Записки охотника“
«Воспитание крепостных в дворянской семье, как и браки представителей разных сословий, имели место в XIX веке, – добавляет Олег Шухат, исторический консультант картины. — Иначе откуда еще появились бы такие термины, как „байстрюк“ (незаконнорожденный потомок дворянина. — Прим. „Антенны“). Еще при Петре Первом был издан указ, что такие дети должны учиться в специализированном образовательном учреждении. А наша история происходит не в столице и даже не большом городе, а в маленьком провинциальном городке, где нравы были еще свободнее».
Прототипов у героев не было, но история могла случиться в любом городе в то время...
«Реального прототипа главной героини не было, ее персонаж выдуман. Мы не снимали документальное историческое кино. Размеренная жизнь того времени нам показалась бы скукой смертной. И сейчас, если выехать из Москвы и остановиться в каком-то маленьком городке, можно заметить, что там люди даже ходят медленнее. А теперь представьте, насколько замедленной была жизнь три века назад. Целой серии бы не хватило, чтобы увидеть, как собирался туалет барышни того времени с помощью горничных. Наши актеры бы постоянно музицировали и декламировали стихи, а дамы вышивали по пятнадцать минут в кадре на пяльцах. Такой подход дает реальное ощущение того времени, но это уже не было бы художественным фильмом. Безусловно, мы корректировали детали и старались максимально окунуть всех актеров в ту эпоху. Я консультировал и обучал актеров танцам, этикету, верховой езде».
Съемки, длившиеся больше года, проходили в полуразрушенных усадьбах Подмосковья, на улицах старого Торжка. Именно в этом городе Тверской области снимали Санкт-Петербург XIX века. Не обошлось и без декораций «Мосфильма». Отдельная работа была проделана над костюмами главных героев – нарядов сшили более 300!
Удивительно, но киношникам даже пришлось специально отливать пуговицы на мундиры.
Найти правильные пуговицы эпохи Николая Первого оказалось невозможно и нам пришлось делать их под заказ!
«Найти правильные пуговицы эпохи Николая Первого (у двуглавого орла на пуговицах должны были быть опущены крылья) оказалось невозможно, – делится художник по костюмам Елена Брянская. — Поэтому нам пришлось выполнить их на заказ в одной из питерских мастерских. Чтобы создать костюмы, я сутками виртуально прогуливалась по выставкам и музеям, где хранились наряды той эпохи. Поэтому многие аксессуары в нашем фильме – точная копия экспоната. Так, например, прозрачный капор (головной убор, соединяющий в себе черты шляпы и чепца) для главной героини я подсмотрела в одном из музеев. Часть вещей была куплена мной на блошиных рынках, а кружева привезли из Ирландии и Брюсселя. И что важно, во всех выбранных материалах нет и намека на синтетику! Только хлопок, батист. Из таких деталей тоже воссоздавалась та эпоха».
Исторический факт
Одной из самых красивых и трогательных историй любви между крепостной и дворянином, считается роман графа Николая Шереметева и актрисы Прасковьи Жемчуговой. Он – богатый аристократ, она – прима его театра. Многие годы влюбленный Николай пытался добиться императорского одобрения на брак. Несмотря на прекрасное образование, манеры и знание этикета, Прасковья не могла рассчитывать на то, что ее примут в высшем свете на равных. Отчаявшись, граф заявил, что если не женится на любимой Прасковье, то не женится ни на какой другой девушке. Все же обманным путем Шереметеву удалось добыть официальное разрешение на женитьбу. В браке родился сын. А через два года Прасковья тяжело заболела и умерла в возрасте 34 лет. Убитый горем вдовец занялся воспитанием сына, стал помогать нищим и даже открыл фонд помощи бедствующим невестам – финансировал приданое.
Комментарии