
Несколько месяцев в родном городе Алексея Балабанова Екатеринбурге не утихают споры по поводу памятника режиссеру, подарившему нам культового «Брата», полные черного юмора «Жмурки» и мрачный «Груз 200».
Если честно, памятники режиссерам — вещь сомнительная. Фигуры это, как правило, не слишком медийные, народными кумирами, в отличие от актеров, не являющиеся. Если речь о таких мастерах, как Данелия, Гайдай или Рязанов, — они сами воздвигли себе монументы в виде своих картин и вряд ли нуждаются в признании заслуг в виде статуй или бюстов. Тем не менее подобные памятники у нас есть, хоть их и не много. И стоят они в нужных местах.

Вот, к примеру, целая скульптурная композиция у входа во ВГИК —
Еще один памятник стоит на берегу речки Каменки в Суздале, и
здесь снова в центре Андрей
Тарковский. Рядом с режиссером — герои его фильма:
монах-иконописец Андрей Рублев (

Больше подобных памятников в России нет (если не считать скромного Рязанова на лавочке в Самаре), но зато имеется множество «развлекательных» уличных скульптур, изображающих любимых героев из фильмов Гайдая, Рязанова, Данелии. Их отдельный вид — «ведомственные» монументы. В Москве рядом с Минобороны — скульптурная композиция из фильма «Офицеры»; таможенники выбрали своим символом героя Павла Луспекаева из «Белого солнца пустыни»; сотрудники МВД — Жеглова и Шарапова из «Место встречи изменить нельзя».

На этом фоне, если рассуждать логически, больше достоин памятника не Балабанов, а герой его культовых картин Данила Багров — защитник угнетенных, борец за правду и справедливость, как ее понимали в 90-е. Эта идея давно витает в воздухе, но не нашла поддержки у властей — инициаторы кампании за «народный памятник» Сергею Бодрову в Москве пока коллекционируют отказы на свои обращения. Да и ведомство, согласное выбрать героя «Брата» своим символом, вряд ли удастся отыскать.
Но в Екатеринбурге с этим попроще. На улицах уральской столицы уже есть множество самых странных монументов. В ознаменование рекордной жары поставили памятник вентилятору. Есть памятник человеку-невидимке, сантехнику, Бабе-яге, челнокам 90-х и даже компьютерной клавиатуре. Если говорить о киногероях, екатеринбуржцы и тут мыслят нестандартно: у одного из торговых центров — изваяние Гены Букина, героя сериала «Счастливы вместе». Если уж Гене можно, почему Балабанову нельзя?

«Задача оказалась максимально сложной из-за того, что каждый
видит режиссера по-разному», — объясняет проблемы начальник
департамента архитектуры Екатеринбурга Руслан Габдрахманов. А тем
временем по городу ходят мутные слухи, что якобы в процесс вмешался
сам
Комментарии