Запросы к властям о поддержке разных секторов экономики то и дело звучат в России в последние годы. 2020-й с его нежданным коронавирусом и вовсе поставил многие отрасли бизнеса на грань выживания. Казалось бы, в таких условиях поддержка со стороны государства просто необходима. И зачастую речь идёт даже не о серьёзных субсидиях, а о простой политической поддержке отечественных предприятий. В числе таковых оказались производители железнодорожных колёс. В условиях антироссийских санкций они вынуждены конкурировать с производителями из тех стран, которые эти санкции вводят. Лайф разбирался, как защитить отечественных производителей и почему в России нужно ввести запрет на поставки железнодорожных колёс с Украины.
"Незалежная" монополия
Казалось бы, цельнокатаные колёса (ЦКК), которые используются для железнодорожных составов, производят не только на Украине
Фото © ТАСС / Павел Кассин
С колёсами из Поднебесной всё ещё проще. Если в 2019 году китайские производители смогли восполнить дефицит продукции на российском рынке, то из-за курса валют в этом году китайцы в большинстве своём ушли с российского рынка.
Но при чём здесь Украина? Дело в том, что украинские
металлопрокатчики являются одними из ключевых игроков на российском
рынке комплектующих для железнодорожников. В тот момент, когда
большинство отечественных вагоноремонтных предприятий успели
закупиться китайскими колёсами впрок, Украина решила прибегнуть к
"ловкости рук". Власти страны для "защиты" своих производителей в
одностороннем порядке ввели запрет на курсирование вагонов на
китайских колёсах. Надо ли говорить, что российские компании из-за
этого понесли колоссальные убытки? Однако окончательным ударом по
этому сектору российской экономики стал
Неконкурентные санкции
Фото © ТАСС / Станислав Красильников
В таких условиях России следовало бы принять ответные меры. Однако запрет на поставки украинских колёс пока лишь не более чем слухи. Несмотря на то что в ряде СМИ прозвучала информация со ссылкой на источники в Минтрансе о возможном введении такого запрета, реальных действий пока не последовало. Да и просьбы, с которыми вагоноремонтники обращались во всевозможные инстанции, не помогли.
Некоторые эксперты отрасли и вовсе
В последние годы рост или падение стоимости колёс никак не отражались на цене перевозок. Ставки на полувагоны росли темпами, в несколько раз опережающими повышение стоимости на колёса.
На стоимость ценообразования, говорят вагоноремонтники, не влияет и количество поставщиков. До 2019 года, когда колёса для составов производили лишь три поставщика, стоимость была порядка 25–30 тысяч рублей за штуку, а сейчас, когда на рынке больше крупных игроков, колёса стоят по 55–60 тысяч.
Не самыми эффективными мерами можно считать и антидемпинговые пошлины. При отмене сбора в 34,22% в 2019 году стоимость колёс продолжала расти, а при восстановлении пошлины в 2020-м — начала падать.
Введение санкций на поставки украинских колёс для вагонов — простой шаг для защиты национальных интересов России. Ведь монополия на колёса на Украине и при этом одобрение их поставок в РФ приводят к потерям российского бюджета за счёт меньшего выпуска отечественной продукции и по цепочке — меньшего производства стального сырья и энергоресурсов. В конечном итоге это угрожает сохранности рабочих мест производителей колёс. Санкции в сегодняшних условиях — это не эмоциональное решение против Украины, а рациональный выбор в пользу российской экономики.
Комментарии