Ещё как минимум год всё будет как прежде. Во всяком случае,
Космонавт "Роскосмоса" Анна Кикина после того, как ей помогли выбраться из космического корабля SpaceX Dragon Endurance на борту спасательного корабля SpaceX "Шеннон" после приземления в Мексиканском заливе 11 марта 2023 года
Но дело в том, что долгожданный собственный космический транспорт у США появился "под занавес" программы Международной космической станции: её в ближайшие годы затапливать намереваются. Во всяком случае, уже не первый год об этом идут разговоры, и каждая новая утечка или, скажем, попадание в пристыкованный корабль микрометеорита используются как аргумент в пользу того, что космический дом дружбы пора сводить с орбиты и предавать Земле, а точнее — хоронить в знаменитой Точке Немо в Тихом океане, которую ещё много лет назад выбрали как идеальное место для кладбища космических кораблей.
И это уже не говоря о том, что компания Boeing сейчас завершает тестирование своего корабля Starliner. То есть он ещё даже ни разу не свозил никого в космос, а на линии Кармана уже маячит перспектива, что, когда он будет полностью готов, летать уже будет некуда.
Когда именно станцию будут затапливать, это только космические начальники знают. Они летают, они и знают. Но есть одно техническое обстоятельство, которое наверняка держат в голове специалисты, и в первую очередь в "Роскосмосе", потому что затапливать-то предстоит "Роскосмосу", а именно — кораблям "Прогресс". Больше никакими другими кораблями, никакими другими средствами ни цивилизованно затопить, ни поддержать рабочую орбиту станции на сегодняшний день невозможно технически. Ни у одного другого корабля просто не хватит топлива на то, чтобы дать нужное количество двигательных импульсов при постепенном сведении МКС с орбиты.
Так вот, какое такое есть обстоятельство: солнечная активность. Дело в том, что во время солнечного максимума атмосфера на орбите МКС (а она даже на её 400-километровой высоте хоть и очень разреженная, но есть) становится гораздо более плотной и интенсивнее бомбардирует станцию, заставляя её быстрее снижаться. Именно поэтому в годы активного Солнца "Прогрессы" для корректировки орбиты МКС приходится включать в несколько раз чаще, чем в спокойные времена. И из этих же самых соображений затапливать станцию будет гораздо легче во время солнечного максимума: двигательных импульсов понадобится меньше. Солнечный ветер помогает. И ближайший максимум будет как раз вот-вот — в 2025 году. Разумеется, это не значит, что в 2026 году немедленно всё станет тихо и спокойно, но тем не менее с точки зрения экономии если топить, то в ближайшее время.
А вот с точки зрения сохранения здравого смысла желательно бы "опоздать на этот автобус" и подождать следующего, то есть продлить программу ещё на 11 лет — до нового солнечного максимума. И Starliner полетает, и Crew Dragon полетает, да и наша пилотируемая программа точно не будет иметь простоев: сейчас прорабатывают проект новой российской станции РОСС, но надеяться на появление этой станции в течение двух-трёх ближайших лет не приходится. Как раз будет время на то, чтобы её спокойно строить.
И, наконец, к главному вопросу: что же после МКС? У России после МКС будет РОСС, новая станция, которая будет летать по другой орбите: высота будет 300–350 километров (у МКС, напомним, чуть более 400 километров), а наклонение 97 градусов против 51,6 у МКС. Это значит, что российская станция будет пролетать почти что над обоими полюсами планеты. Такие орбиты называют высокоширотными. В чём преимущества такой орбиты: во-первых, она даёт возможность наилучшего обозрения территории России. МКС на своей орбите идеально подходит для обозрения США, потому что США располагаются пониже, на более низких широтах. А во-вторых, на более высоких широтах уровень радиации повыше, а это возможность научных исследований на эту тему ради будущих межпланетных космических путешествий: в межпланетном пространстве нас ждёт беспрепятственная бомбардировка солнечными протонами и прочей радиацией, поэтому перед тем, как отправлять людей на Марс, надо этот вопрос изучить и обеспечить экипаж защитой.
Про Китай мы здесь не говорим, потому что они давно уже летают отдельно, у них "своя свадьба", то есть своя станция "Тяньгун" уже работает с 2021 года.
А что же будет у США, у NASA? На недавнем Международном астронавтическом конгрессе были представлены проекты коммерческих станций. Значит, орбита станет по большей части развлечением состоятельных туристов. Станции эти хотят с технической точки зрения делать по образу и подобию МКС: на той же высоте, с тем же наклонением. Любопытно будет впоследствии узнать, чем они собираются орбиты этих станций поддерживать. В РКК "Энергия" рассказывали, что, в принципе, теоретически у Crew Dragon для этого достаточно топлива за счёт наличия дополнительных двигателей и, соответственно, дополнительного топлива для системы аварийного спасения. Но проблема такова, что эта система работает только у Земли, ей нужна гравитация: чтобы двигатели аварийного спасения работали, что-то должно прижимать топливо книзу. Значит, нужно будет сообразить какую-то хитрость, чтобы заставить это дело работать в космосе.
Так что же, международному культурному обмену, дружескому общению экипажей разных стран приходит конец? А как же угощение друг друга космической едой, "хождение" в гости в другой сегмент, взаимовыручка при поломке туалета, вообще всяческая взаимовыручка, совместное решение общей проблемы? Семейные — по всем ощущениям действительно семейные — сборы на орбитальной кухне, общие отмечания праздников, совместные сеансы связи с Землёй? А как же "рунглиш", язык, естественным образом возникший на Международной космической станции? Вселенский разум утонет в Точке Немо? Да этого просто быть не может. Наверное, будут "тёмные времена" отчуждения, но потом всё вернётся, только уже в другом качестве. Скорее всего, на Луне. Либо на окололунной международной станции, либо на постоянной базе на поверхности.
Но опять же, это когда ещё будет, неизвестно, а пока от лица общественности просим повременить с разводом хотя бы до следующего солнечного максимума.

Для комментирования авторизуйтесь!
Комментарии