Каждый ребенок проходит через одну и ту же стадию развития речи. Только одни начинают делать это гораздо раньше, а другие могут молчать очень долго.
В основном дети произносят свое первое слово в год. К двум годам
ребенок уже может связать пару слов. Хотя логопеды отмечают, что в
последнее время дети
1. Играйте с ребенком
На языке логопедов это, конечно, «заниматься», но для ребенка все должно быть в виде игры, тем более в раннем возрасте. Подойдут игры с куклами, ролевые игры
2. Создайте мотивацию
Зачастую мамы настолько хорошо чувствуют своего ребенка, что
понимают его без слов — ориентируются по
3. Включите музыку
Музыка помогает детям развить их речевые навыки, потому что в песнях есть повторяющиеся ритмы и слова, а это очень помогает в запоминании. А если песни поют сами родители, а не включают их на планшете, то это вдвойне эффективнее. Песни о таких простых вещах, как погода, цвета, — отличный способ научить детей новым словам, звукам и ритму.
Слушая музыку, танцуйте вместе с детьми. На языке логопедов это называется логоритмикой, когда мы поем, танцуем и учим новые слова. Логоритмика развивает речь, чувство ритма и координацию движений.
4. Читайте детям
Когда родители читают книги детям, они помогают развить хорошую речь. Только выбирайте короткие истории: детям пока трудно уследить за длинным сюжетом. И не тараторьте, читайте медленно, тщательно проговаривая каждое слово, чтобы малыш следил за движением ваших губ.
Можно читать одну и ту же книгу снова и снова, повторение поможет детям выучить новые слова. Закончив с чтением, задайте ребенку вопросы об этой истории, приобщая малыша к разговору.
Детям от рождения до 2 лет очень хорошо заходит русское народное творчество, потешки, прибаутки, простые песенки, которые развивают восприятие речи:
«Кисонька-мурысонька, где была,
Кисонька-мурысонька, что делала?»
Читайте Корнея Чуковского. В его стихах заложен ритм, а это — основа речи.
5. Ключ — в общении
Мама и папа помогут ребенку выучить новые слова и складывать их в предложения, если будут как можно чаще общаться с ним.
Дети копируют поступки и слова родителей. Поэтому, с одной стороны, стоит следить за своим языком, а с другой — использовать это на пользу, развивая речевые навыки ребенка. Разговоры о повседневных делах по дому и на кухне помогут детям узнать названия вещей и научат складывать из них фразы.
6. Не критикуйте
Дети воспринимают критику очень серьезно. Поэтому не надо критиковать ребенка, если он ошибается в произношении или путают слова. Так можно отбить всю тягу к учебе.
Если ребенок понял слово неверно, покажите, как использовать его в правильном контексте. А еще почаще хвалите малыша. Так он будет чувствовать, что вы цените его усилия.
Когда ребенок не говорит или у него не получается выговаривать слова, а родитель постоянно просит: «Ну скажи, да это же просто!», это может привести к речевому негативизму: малыш полностью отказывается от речи, закрывает свой рот руками, уходит от разговора, избегая общения.
7. Разговаривайте на темы, которые интересны ребенку
Обращайте внимание, чем интересуется малыш. Наверняка у него есть любимая книга, игрушка или мультфильм. Обсуждайте это, задавайте вопросы.
8. Придумайте истории
Дети обожают истории. Родители быстрее научат ребенка разговаривать, если придумают что-то интересное и оригинальное. Это как читать для ребенка, только здесь можно обойтись без книги, придумывая свой сюжет. Однако истории должны соответствовать возрасту и уровню языка, а еще содержать вещи, интересные для ребенка. Или попробуйте вовлечь в историю самого ребенка. Ему наверняка понравится.
9. Не коверкайте слова
Детская речь очень умиляет. Однако важно учить ребенка реальным словам и названиям вещей. Поэтому не стоит опускаться до уровня детской речи. Называйте вещи правильно.
10. Найдите ребенку друга
Общение со сверстниками помогает малышу закрепить свои языковые навыки. Некоторые дети болтают без умолку, когда встречают своих друзей. Другие более стеснительные и молчаливые. Тогда родителям можно вмешаться в разговор и немного помочь своему ребенку наладить общение. Например, называть игрушки, с которыми играют дети, описывать их внешний вид, форму и цвет. Кстати, совместные игры развивают не только речь, но и другие важные социальные навыки.
Комментарии