18 декабря 2017 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоится торжественное празднование, приуроченное к 125-летнему юбилею балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», премьера которого состоялась 18 декабря 1892-го.
За годы существования выдающийся балет с его великолепными декорациями, высочайшим актерским мастерством исполнителей и уникальным музыкальным сопровождением, стал не только визитной карточкой русского балета во всем мире, но и неизменным символом праздника для россиян в преддверии Нового года.
К 125-летнему юбилею главной новогодней музыкальной сказки портал 7days.ru вспомнил ключевые моменты из ее истории.
1. В основу либретто к балету легла сокращенная детская сказка
Балеты Чайковского на мировой сцене занимают особое место, и «Щелкунчик», пожалуй, самый известный из них. Своим появлением постановка обязана знаменитому театральному и балетному деятелю Мариусу Петипа, который создал либретто к балету по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», опубликованной в немецком сборнике «Детские сказки» (1816).
В основу либретто легло сокращенное Александром Дюма-отцом переложение сказки, сделанное в 1844 году, через 28 лет после первой публикации книги. Вполне возможно, сама сказка не стала бы такой популярной, не напиши к ней музыку Петр Ильич Чайковский.
Кстати, Петипа и Чайковский до этого уже работали вместе: их предыдущий совместный проект — балет «Спящая красавица», созданный по сюжету одноименной сказки Шарля Перро и представленный публике в 1890-м, имел ошеломляющий успех.
Поэтому когда директор Императорских театров Иван Всеволожский заказал композитору оперу и балет для одного из концертов, Петипа и Чайковский вновь объединили свои силы. И не прогадали. Премьера их нового совместного творения — балета «Щелкунчик» — состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и также прошла с аншлагом.
2. Актерский состав первой постановки был звездным
Невероятную популярность балету принесла не только бесподобная музыка Чайковского, но и «звездный» состав солистов. Главную роль Щелкунчика блестяще исполнил выдающийся танцовщик и представитель знаменитой театральной династии Сергей Легат, а фею Драже сыграла итальянская балерина Антониетта Дель-Эра, прославившаяся благодаря яркому дебюту в балете Петита «Спящая красавица» (партия принцессы Авроры).
Роль принца Коклюша сыграл знаменитый артист балетной труппы императорских театров Павел Гердт, танцевальная манера которого отличалась благородством, пластичностью и мимической выразительностью, а старшего советника Дроссельмейера сыграл актер комедии и водевиля и непревзойденный мастер создания художественного образа пластикой человеческого тел (без использования слов) Тимофей Стуколкин.
Главных героев — детей Штальбаума Клару и Фрица — сыграли учащиеся балетного отделения Императорского училища Станислава Белинская и Василий Стуколкин, после премьеры признанные восходящими звездами театральной сцены.
3. С именем главной героини возникла путаница
Кстати, имя девочки в печатной версии и постановках балета звучит по-разному: в произведении Гофмана главную героиню зовут Мари (Марихен), в балете Петипа — Клара, а в некоторых советских постановках балета Чайковского она вообще стала… русской Машей. И вот почему.
Согласно оригиналу сказки, Кларой именуют любимую куклу девочки. Однако во многих представлениях различных театров кукла была или исключена из действия, или осталась безымянной. Так произошло и в самом первом «Щелкунчике»: хотя кукла присутствовала в постановке, ее имя Петипа отдал главной героине, ставшей с его легкой руки не Мари, а Кларой.
А в советских постановках, начиная с конца 1920-х, балет «русифицировался», немецкие имена по идеологическим соображениям (после Первой мировой войны 1914—1918 гг. немцы считались врагами, и многие связанные с ними вещи оказались под запретом — Прим. ред.) в итоге были заменены на русские. Так девочка Мари получила исконно русское имя Мария, а ее брат из Фрица (в некоторых версиях «Щелкунчика») превратился в Мишу.
4. Главным российским Щелкунчиком 18 лет был Николай Цискаридзе
За 125-летнюю историю вышло множество версий выдающегося балета.
На сценах Мариинского и Большого театров «Щелкунчик» ставили такие
знаменитые балетмейстеры, как Лев Иванов, Александр Горский, Федор
Лопухов, Василий Вайнонен, Юрий Григорович и Михаил Шемякин, а
главные партии исполняли легенды отечественной театральной сцены:
Петр Гусев и Ольга Мунгалова (постановка 1929 г.), Константин
Сергеев и
Но, пожалуй, самым признанным и любимым российскими зрителями
Щелкунчиком стал
Цискаридзе был главным российским Щелкунчиком 18 лет, он танцевал свою партию даже 31 декабря — в день своего рождения. Отмечать этот праздник на сцене в роли Щелкунчика, создавая зрителям незабываемое новогоднее настроение, стало для него доброй традицией. «Делаю подарок себе любимому. Танцевать в «Щелкунчике» для меня радость», — говорил Цискаридзе, который в последний раз исполнил любимую роль в 2013 году.
5. «Щелкунчик» появился и на киноэкране
Произведение Гофмана не только неоднократно ставилось на театральной сцене, но и экранизировалось. Наиболее известными киноверсиями новогодней сказки являются советский мультфильм 1973 года «Щелкунчик», снятый режиссером Борисом Степанцевым и довольно сильно отличающийся от оригинала, одноименная голливудская сказка-балет 1993 года с Маколеем Калкиным, а также фэнтези-фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный Король» (2010), главные роли в котором исполнили звезды Голливуда Эль Фэннинг и Джон Туртурро.
Любопытно, что англоязычная экранизация Кончаловского лишь
отдаленно напоминает классическую сказку и была рассчитана на
зарубежную аудиторию (например, детей зовут Мэри и
Макс — Прим. ред.). К слову, в российском прокате роли
дублировали
В отличие от «Щелкунчика» Кончаловского с голливудскими
актерами, некоторые современные российские киноверсии балета с
успехом шли в кинотеатрах. Особой популярностью у зрителей
пользовалась постановка 2014 года для широкого экрана, где главные
роли исполнили звезды балета нашего времени —
Комментарии