С Ириной Алферовой в фильме «С
любимыми не расставайтесь». 1979 г.
«В разводе Абдулова и Алферовой виноват Саша. Он сам это признавал в разговорах с друзьями и корил себя за то, что потерял Иру. Но и сибирский характер Ирочки тоже дал о себе знать — какие-то вещи она простить не сумела», — рассказывают друзья Абдулова актеры и режиссеры и .
Сергей Никоненко: В картину «С любимыми не расставайтесь» Абдулова с Алферовой режиссер Павел Арсенов пригласил именно как супружескую пару — это было принципиально, он хотел снимать именно мужа и жену. «В любой семье время от времени случаются разговоры о разводе, — сказал им режиссер, — причины у каждого свои, вот и попробуйте разобраться»
Съемки проходили в Сочи, и директор картины предложил нам с Ирой и с Сашей подработать на стороне: «Чего по вечерам без дела сидеть? Здесь кругом полно санаториев, вот и проводите там творческие встречи». Мы идею поддержали. Причем Саша предложил мне: «Давай вперед Иру выпустим, нам меньше вопросов достанется». А Ирочка очень любила выступать: проходит 40 минут, потом 50, потом час, а она все стоит у микрофона. Ну а нам с Сашей оставалось по 10—15 минут. «Понимаешь, Петрович, — объяснял мне Саша, — у нее боязнь кулис, она боится за них выйти, а у микрофона чувствует себя в безопасности». Шутил, конечно. Но надо сказать, отдыхающей публике, в основном женщинам, мы с Сашей были менее интересны, чем Ирочка. В нее так и впивались глазами, спрашивали, что нужно делать, чтобы быть такой же красивой, как она, как ухаживать за собой, что носить…
Александр Панкратов-Черный: На съемках «Салона красоты» меня подвела одна актриса, которая должна была сыграть жену модного парикмахера. Отпросилась на пару дней и не вернулась. Роль хоть и небольшая, но интересная, и там обязательно нужна была красавица. И вот обедаем мы с Абдуловым и Алферовой в ресторане, я весь на нервах: «Ир, у меня актриса исчезла, скоро уже павильон пора освобождать, а ее все нет. Сыграй ты!» Ирочка прониклась, кивает, мол, выручу. Но тут Сашка: «А что за роль? Эпизод? Ты с ума сошел? Ирка и так в театре в массовке бегает, в кино ей нужны только главные роли!» Ира понимает, что я в безвыходном положении, и подбадривает: «Да я согласна!» А Сашка не унимается: «Кто сценарий-то написал?» И автор Абдулова не устроил: «Ирка, ты с ума сошла? В таком сценарии, да еще эпизод? Ни в коем случае!» Чуть до скандала не дошло, но Ирочка победила. Я для ее героини еще целую историю придумал: за ней начинает ухаживать директор рынка, герой Володи Сошальского, и она уходит к нему от своего парикмахера. Но, к сожалению, все пришлось вырезать — худсовету эта линия не понравилась. В итоге у Ирочки осталась одна сцена в парикмахерской с Женей Леоновым-Гладышевым, который и сыграл ее мужа. Мне было неловко перед Ирой и Сашей, но она-то без претензий, а вот Абдулов негодовал: «Вот предупреждал: не надо соглашаться!» Я оправдывался: «Саш, но ведь там прекрасная сцена!» Абдулов еще больше заводился: «Ирочка, прости меня, родилась не для одной сцены!» Абдулов всегда переживал за свою Ирочку.
С Ириной Муравьевой в фильме
«Карнавал». 1981 г.
Вот сколько я Сашку помню — это был какой-то фонтан, бьющий с силой водопада, но только вверх. Все время в движении, постоянно у него какие-то идеи, задумки. Я даже у Ирочки спрашивал: «А он когда-нибудь бывает спокойным?» — «Ой, когда Саша спокоен и спит, я не сплю, потому что не могу успокоиться. Он же за время общения так меня заводит, что уснуть уже не получается». За его ритмом жизни было не угнаться, впрочем, Ирочка и не стремилась. Саша это понимал. Я вот часто бывал в гостях у Абдулова, но только тогда, когда Ирочка куда-то уезжала. При ней он друзей к себе старался не звать, собирал в ресторане. Жалел Иру, говорил, что ей после репетиций, спектаклей или съемок нужно отдыхать, а не столы накрывать. А Ирочкину маму, Ксению Архиповну, Сашка боготворил, называл ее бриллиантовой тещей. И я свою тещу обожал, мы всегда с Абдуловым поднимали отдельный тост: «За наших бриллиантовых тещ!»
Гениальные женщины, которые заботились о нас, переживали и ругали своих дочерей за то, что те спорили с нами. Помню, как-то возвращались мы с Абдуловым из ресторана на такси, оба подшофе. Сашка до этого где-то споткнулся, рукав пиджака испачкал. Подъезжаем к его дому, он такой весь собрался, спрашивает у водителя: «Простите, у вас щетки не найдется?» Тот дал щетку, Сашка стал чистить рукав, я говорю: «Да ладно, дома отряхнешься». Он замахал руками: «Не-не, ты что?» Подколол его: «А-а-а, Алферихи боишься?» Мы так иногда в шутку Ирочку называли. «Да нет, я не из-за нее, я из-за мамочки. Просто не хочу, чтобы она подумала обо мне дурно», — сказал Саша.
Я знаю подробности развода Абдулова и Алферовой, но соваться в эту историю не буду, скажу одно: виноват Саша. Он сам это признавал в разговорах с друзьями и корил себя за то, что потерял Иру. Но и сибирский характер Ирочки тоже дал о себе знать — какие-то вещи она простить не сумела. Как раз тогда нас с Ирой отправили в командировку в Северный Йемен, там только-только военные действия закончились. Мы с ней ездили с творческими встречами по нашим военным частям. У нас на родине тоже произошло много важных событий, сейчас уже не вспомню какие, но что-то всех волновало. При этом при виде Иры люди обо всем забывали, их интересовал только один вопрос: «Ирина Ивановна, а правда, что вы разошлись с Александром Абдуловым?» Слухи об их разводе распространялись молниеносно и докатились аж до Северного Йемена! «К сожалению, правда», — спокойно отвечала Ира. Потом начиналось: «А почему?» Она так же спокойно отвечала: «Это очень личное. Но Саша…» И дальше следовали такие хвалебные эпитеты, такие комплименты Саше, что народ еще больше недоумевал: «Зачем же тогда расстались?» А мне кажется, что они так до конца и не расстались, у них все равно сохранилась какая-то невидимая связь, при всем уважении ко второй Сашиной супруге Юлии. Кстати, развод с Ирой никак не изменил Сашиного отношения к ее дочери Ксюше, которую он считал своей. У меня остались фотографии с Ксюшиного дня рождения, она уже была достаточно взрослой, и Саша «тамадил» за столом. Помню, он столько прекрасных слов ей наговорил, что она уже не знала, куда деваться от смущения. «Папа, — пыталась возражать она, — я этого не достойна!» А Саша отвечал: «Да ты большего достойна!»
С Михаилом Кокшеновым и Леонидом
Куравлевым в фильме «Самая обаятельная
и привлекательная». 1985 г.
: Крепко мы с Сашей подружились, когда нас объединило общее дело — антрепризный спектакль Дмитрия Астрахана «Все проходит». Саша играл знаменитого телеведущего, а у меня была роль второго плана — актера, который под видом адмирала заявляется к жене героя Абдулова. Веселая пьеса, шла везде с аншлагами, зрители смеялись все два часа подряд, а финал такой, что в зале плакали. Много раз нас с этим спектаклем приглашали в Питер, в ДК имени Горького, где почти две тысячи мест — и ни одного свободного кресла. Помню, как-то начали там играть, идет первая сцена — объяснение Сашиного героя с любовницей, а в первом ряду зрители спорят из-за места: «У нас пригласительные!» — «А у нас билеты куплены!» Минут десять не могут разобраться, мешают и артистам, и зрителям. Сашка раз на них посмотрел, другой, а потом не выдержал, подошел к краю сцены: «И долго эта хрень будет продолжаться?» Претендентов как ветром сдуло, а в зале раздались аплодисменты. Не всякому, я думаю, простили бы такую грубость, а Саше прощали, потому что любили его. Он в секунду захватывал внимание зрителей. Абдулов же вырос в кулисах.
Вспоминал, как в Фергане отец, театральный режиссер, брал его с собой на спектакли и говорил: «Вот сейчас, когда этот дядя сядет, пробежишь по сцене с шариком». Так что Саша был опытный театральный волк. Когда мы в Питер приезжали, Абдулова всегда выводили из другого вагона, потому что на перроне его ждала такая толпа поклонниц, что он бы до вечера в гостиницу не попал. Кстати, размещали нас всегда в шикарном отеле на Невском, там в ресторане даже во время завтрака в ведерках со льдом стояло французское шампанское — пей сколько хочешь. Но Сашка предпочитал отсыпаться в номере, до спектакля никуда не выходил, просил, чтобы ему принесли поесть. Он вообще хорошо спал в гостиницах и поездах, наверное, потому, что в Москве ему выспаться не удавалось. Помню, я снимал картину «А поутру они проснулись» по рассказам Шукшина и предложил Саше роль. «Извини, — говорю, — но тебе все действие придется лежать в постели». Там история разворачивается в вытрезвителе. Абдулов так обрадовался: «Это же счастье!»
С антрепризным спектаклем Дмитрия Астрахана «Все проходит» мы вместе были в Германии, в Израиле, Америке и даже в Китае. В Сан-Франциско нас пригласили совсем молодые продюсеры, очаровательная еврейская супружеская пара, девушка просто вылитая Лиз Тэйлор. Ей было лет двадцать, ребята сами недавно перебрались за океан, похоже, только-только поженились, потому что обоих чувства переполняли. И вот готовят они нам сцену, но случаются какие-то технические накладки: «Извините, немножечко задерживаемся». Саша таких вещей не любил и решил их разыграть: «Ребята, это вы извините, спектакль, наверное, придется совсем отменять». Те заволновались: «Сейчас-сейчас все будет!» И тут Саша им выдал: «Да не в этом дело. Не уследили мы за нашим старичком Никоненко!» — «А что такое?» — «Да сметаны объелся!» — «Ну и что? Плохо себя чувствует? Какие-то таблетки или, может, врача позвать?» — «Да нет, сейчас у него будет биологический взрыв, поэтому срочно найдите ему женщину!»
Комментарии