Она влюбляла в себя сотни мужчин, но сама всегда влюблялась только в гениев. Ее песни запрещал Ватикан, а фильмы изучают в учебниках по истории кино. Ее стиль остается актуальным уже много десятилетий, а сумка, названная ее именем, продается за миллионы долларов. Ее история была полна невероятных взлетов, падений, но никогда не была скучной. Сегодня свой день рождения отмечает певица и актриса Джейн Биркин.
Джейн Биркин появилась на свет в 1946-м году в Лондоне. Ее отец — Дэвид Биркин — офицер флота и герой Второй мировой войны. Мама девочки — Джуди Кэмпбелл — артистка кино и мюзиклов
В 17 лет состоялся ее дебют на сцене в пьесе «Резная статуя». Там ее заметил знаменитый Джон Барри — автор музыки к «бондиане» и впоследствии лауреат пяти "Оскаров". Барри предложил ей руку и сердце, а также роль в мюзикле «Страсть Цветочного отеля». Джейн охотно согласилась на оба предложения. Они сыграли свадьбу и вскоре родилась их дочь Кейт.
Совсем скоро Джону стало тесно в этих отношениях. После череды измен он в конце концов бросил семью и уехал в Штаты. Биркин вернулась в родительский дом, уверенная, что ее жизнь закончилась. Те уговорили ее сосредоточиться на работе в кино. Тем более что ее недавняя работа в эпизоде фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (1966) не осталась незамеченной. Общественность протестовала, но картину наградили «Золотой пальмовой ветвью». В 1967 г. Джейн получила роль во французской картине «Слоган», не зная при этом французского языка от слова «вообще». Ее партнером по площадке стал знаменитый певец и музыкант Серж Генсбур.
«Он ужасен, — рассказывала она своему старшему брату Эндрю. — Этот отвратительный человек Серже Бургиньоне. Он должен быть моим любовником, но он настолько высокомерен и пафосен, а еще абсолютно презирает меня».
Однако совсем скоро Джейн поняла, что под маской пафоса и высокомерия просто скрывается не очень уверенный в себе человек.
«Его лицо было намного интереснее любого другого лица, которое я когда-либо видела с необыкновенно грустными глазами и красивым ртом. Он читал мне свои стихи, и это всегда была игра слов. Такая необычная черта — быть одновременно романтичным и смешным».
Между этими двумя немедленно вспыхнула страсть и начался бурный роман. О котором немедленно узнали все окружающие. В 1969 году Джейн Биркин и Серж Генсбур выпускают свою легендарную пластинку «Je t’aime… Moi Non Plus» («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»). Когда-то эту песню Серж написал для своей любимой Брижит Бардо, но та сочла ее слишком откровенной для совместного дуэта. А вот Джейн Биркин было море по колено. Во время чувственного исполнения трека она издавала томные стоны, а в конце даже сымитировала оргазм. Генсбур рассказывал всем, что они поставили в спальне микрофоны и записали все звуки вживую. Ответом на это стал запрет песни почти на всех радиостанциях Европы (особенно в Великобритании) и осуждение Ватиканом. Оба эти досадных эпизода не помешали композиции стать хитом № 1 и оставаться популярной и в наши дни.
«Как только она заиграла, первое, что мы услышали, это то, как люди отложили столовые приборы», — вспоминала восхищенная Биркин. А Генсбур ответил: «Я думаю, мы записали хит». В 2004 году Джейн сказала: «В конце концов, это была грубая песня. И я не могу понять, из-за чего была вся эта суета. Англичане её просто не поняли. И, если честно, я не уверена, понимают ли они, что всё это значит».
В 1971-м у пары родилась малютка Шарлотта, и хотя вести возлюбленную под венец Серж не торопился, Джейн всем была довольна:
«Он был великолепным отцом и был невероятно тронут, когда родилась наша дочь Шарлотта. Её перевезли в другую больницу и не позволили мне поехать с ней, потому что я была не совсем здорова. Серж поехал сам. Сел в такси весь в слезах и с маленькой Шарлоттой на руках».
Появление малышки никак не отразилось на образе жизни пары. Малютку укладывали в корзинку и брали с собой во время ночных выходов в свет. Когда Шарлотта немного подросла, родители уходили гулять в ночь, но обязательно возвращались к пробуждению детей. Старшую — Кейт — Серж любил не меньше их общей с Джейн дочери и старался уделять ей максимум внимания. Генсбур и Биркин отсыпались, пока дети были в школе, потом гуляли с малышками, вместе ужинали и снова убегали на вечеринки. Правда, все было не так уж мило и романтично. Скандалы были не чужды этой паре. Причем если уж ссорились, то громко и публично.
«Однажды в „Castel“ я пришла в бешенство от того, что Серж рылся в моей сумке в поисках доказательств измены. И я швырнула заварным пирожным ему в лицо. Генсбур пришел в ярость и погнался за мной по бульвару Сен-Жермен. Ситуацию мог спасти только какой-то грандиозный жест, и я не церемонясь бросилась в Сену. После этого спокойно вышла в совершенно промокшем платье от „Yves Saint Laurent“, и мы весело пошли под руку домой, — вспоминает Биркин. — Серж был, можно так сказать, поклонником больших жестов».
В следующие пару лет Биркин и Генсбур появятся вместе еще в нескольких картинах. Одна из них — легендарный «Бассейн», в котором также снялись Ален Делон и Роми Шнайдер. А в 1973-м ее напарницей стала бывшая возлюбленная Генсбура — Брижит Бардо. Это была последняя работа Бардо в кино — «Дон Жуан - 73». А для Джейн все только начиналось.
И вот она уже пробует себя в комедийном жанре. Один за другим выходят фильмы «Он начинает сердиться» и «Не упускай из виду» Клода Зиди. Главных героев в них сыграли Пьер Ришар и Джейн Биркин. Веселые истории нелепого героя и его девушки-красотки пришлись по вкусу зрителю. Картины получились невероятно кассовыми и популярными.
А вот фильм «Я тебя люблю — я тебя больше нет» стал и популярным, и скандальным одновременно. Лента Сержа Генсбура 1976-го года, в которой главную роль сыграла Биркин, была раскритикована за обилие откровенных сцен. Тогда как за фильмы по детективам Агаты Кристи в 1978 году и 1981 годах Джейн, наоборот, похвалили.
Помимо звездной успешной музыкальной и кинокарьеры, Биркин прочно закрепила за собой звание иконы стиля. Стиль Джейн Биркин до сих пор является культовым и узнаваемым. Не прилагая особенных усилий и не прибегая к услугам стилистов, она всегда выглядела на миллион долларов. Ее ультракороткие платья, шорты и юбки, белые майки и джинсы оказались вне времени и до сих пор служат источником вдохновения для именитых дизайнеров.
Джейн Биркин носила соломенную плетенную корзинку абсолютно везде, потому что не было комфортной вместительной сумочки лучше, чем она. Однажды в самолете Джейн Биркин столкнулась с исполнительным директором дома Hermes Жаном-Луи Дюма. Она посетовала, что никак не может найти большую кожаную сумку, которую бы можно было брать с собой по любому поводу: красивую, удобную и вместительную. Вместе они накидали эскиз прямо на гигиеническом пакете, который предлагают бортпроводники в полете. Через некоторое время сумка-мечта была доставлена ей на дом. Сегодня это самый желанный аксессуар всех модниц мира — сумка Birkin. Самая дешевая обойдется в 8500 долларов.
И все было бы просто замечательно, если бы не постоянные суицидальные настроения Сержа и его пристрастие к алкоголю. В какой-то момент, в 1980-м, Джейн просто не выдержала и собрала вещи. Он думал, что это временно, и очнулся только тогда, когда Джейн забеременела от режиссера Жака Дуайона. Но даже после этого Серж не разлюбил ее и превратил свой дом в «музей Джейн», не позволяя другим женщинам бывать в их спальне. Даже для своей новой жены не сделал исключения. Когда Биркин родила третью дочь от нового мужа, Серж поздравил ее, накупив кучу детской одежды и открытку с подписью «второй папа». Джейн позвала его в крестные малышки Лу.
«Он был мой товарищ, мой лучший друг. Он мог заявиться ко мне в любое время дня и ночи, и для него у нас всегда была комната. Я готовила ему ужин или приносила чашку чая — и сидела с ним и болтала. Мне повезло: на самом деле я никогда не теряла Сержа».
После этого разрыва он написал свои самые грустные, красивые песни о любви (в том числе альбом «Baby Alonein Babylone» (1983), которые в исполнении Биркин стали суперхитами. Начались сольные выступления. Успешно продолжилась и кинокарьера. Третий муж, режиссер Жак Дуайен, заявил, что «застегнет ее платье на все пуговицы и выжмет из нее настоящую игру». Именно он открыл в ней хорошую драматическую актрису, которая позже будет вдохновлять на съемки великих Годара и Тавернье. А Серж? А Серж — умер.
Его не стало 2 марта 1991 года.
«Наша дружба длилась до самого дня его смерти. Он позвонил мне в Лондон, чтоб сказать, что купил для меня большой бриллиант, потому что я потеряла тот, который он подарил мне раньше. А я сказала: «О, Серж, прекращай пить».
Он подарил ей не бриллиант, а оставил завещание на получение процентов с его альбомов.
«Он всегда был моим ангелом, он им и остался!» — говорила Джейн. Она долгие годы упрекала себя в кончине Сержа, считая, что могла бы спасти его от алкоголизма, если бы осталась рядом. Три дня вместе со своими дочерьми и последней женой Генсбура она провела рядом с его телом, не желая прощаться навсегда. На похоронах Джейн положила в гроб Сержа любимую плюшевую обезьянку, с которой не расставалась с детства.
Спустя всего три дня умер отец Джейн. Самое печальное во всем было то, что ее муж не смог поддержать супругу во время этих черных дней. Начались измены, а вслед за ними последовал развод. Только ее девочки всегда были рядом. Все они стали творческими личностями, как мама и их звездные отцы. Старшая Кейт стала известным фотографом, Шарлотта — актрисой и певицей, а Лу — певицей, актрисой и моделью.
Джейн оправилась и продолжила заниматься музыкой и кино. Съездила в европейское турне, записала несколько альбомов, сняла фильм о филиппинской политзаключенной, участвовала в кампаниях против СПИДа, а в 2004 году получила «Национальный орден за заслуги» из рук королевы Великобритании.
Сейчас она воспитывает четырех внуков и живет во французской провинции, хотя по-прежнему много времени проводит в Париже. Ее последние годы выдались очень непростыми. В 2013 году ее старшая дочь покончила с собой, выбросившись из окна своей квартиры. Какое-то время Джейн перестала поддерживать связь с внешним миром. К тому же врачи в это же время поставили ей диагноз "рак". Но она снова выжила, несмотря ни на что.
«Я бы хотела снова испытать любовь, — говорит она сегодня. — Чтобы петь о настоящих чувствах, а не о воспоминаниях».
Комментарии